top of page
Поиск
Фото автораЕкатерина Павлова

«У меня всю жизнь голова работает в автономном режиме, ее главное не беспокоить!»

Обновлено: 16 дек. 2020 г.


«У меня всю жизнь голова работает в автономном режиме, ее главное не беспокоить»
Кукольный спектакль «Золушка»

Елизавета Дворкина, главный художник Театра классического балета, номинант на театральную премию «Золотая маска», заслуженный художник РФ, рассказала о работе и воплощении идей в театре.

— С чего начинается работа художника над спектаклем?

Елизавета Дворкина
Елизавета Дворкина

Работа начинается, когда кто-то произносит название. В этом предварительном разговоре участвуют режиссер, его ассистент, художники, композитор, может быть, кто-то из актеров.

Когда идея овладевает массами, начинается проработка сценария, смысла того, что мы собираемся сделать. Это всегда должна быть оригинальная пьеса, потому что взять книгу и по ней поставить спектакль никому не интересно, прочитать может любой, важно донести свои соображения до зрителя.

Дальше начинается индивидуальная работа художника. Я читаю пьесу и пытаюсь это увидеть. Стараюсь перед началом работы не смотреть ничьи другие спектакли, потому что обязательно что-то застрянет в голове, потом покажется, что ты это сама придумала, и повторишь чью-то идею. Стараюсь отключится от всего и отталкиваться от других вещей. Самое главное придумать стилистику того, что в результате должно получиться.

Все картинки я приношу в тот же коллектив, смотрим, обсуждаем. Дальше уже подробности технологии мастерские, которые изготавливают все это. Там бесконечные вопросы: какая ткань, пуговичка, тесемочка… Меня это никогда не интересовало.

— Что делаете, если не совпадают взгляды?

Страшно ругаемся, кричим, но всегда договариваемся. Есть люди, с которыми мне очень комфортно работать. Когда они говорят, я вдруг начинаю видеть и понимать то, что не видела и не понимала до сих пор. А есть люди, которые говорят: «Делай что хочешь, а я подстроюсь», я иду делать что хочу, но это тоже нелегко, лучше бы подсказывали.

Помню, как наш художественный руководитель всегда знал заранее что я должна нарисовать, чуть ли сам не рисовал. Когда я принесла совершенно другое, произошел такой разговор:

Нет! Это все не то! Я хотел совсем не так.

Ну ладно, я пошла.

Нет, стой, подожди, давай подумаем, может правда…

Балет «Жар-птица», поставленный по эскизам Елизаветы
Балет «Жар-птица», поставленный по эскизам Елизаветы

— Как к вам приходят идеи?

Когда хотят, тогда и приходят, как таблица Менделееву. У меня всю жизнь голова работает в автономном режиме, ее главное не беспокоить! Ей надо дать задание, а потом ни с того ни с сего понеслось. Если начну усиленно стараться, ничего не выйдет.

С известным произведением надо что-то придумывать. Мы делали викторианского «Винни Пуха», он получился вообще ни на что не похожим, классным, потому что придуманный, но это трудно выпрыгнуть за рамки того, что уже кто-то сделал.

У меня есть любимый рассказ о творчестве. Там говорится о двух вещах, которые подталкивают творческий процесс это снятие барьера, показ того, что это возможно сделать, и введение «белого шума», огромного количества разнообразной информации. Когда в голове ничего нет, я пользуюсь этим фокусом, начинаю листать картинки, не имеющие отношения к работе, неважно, интернет это или старые журналы с чердака. После сотой начинает что-то появляться.

Спектакль «Щелкунчик» в Театре кукол имени С. Образцова
Спектакль «Щелкунчик» в Театре кукол имени С. Образцова

— Какой проект был для вас необычен?

— Мюзикл по Агате Кристи в центре Мейерхольда. Действие происходит в комнате, декорации не меняются. Нужно было очень четко попадать в музыку, расставлять акценты по свету, по перестановкам, костюмам, по их смене некие музыкальные контрапункты. Совершенно новый опыт!

Каждая новая работа это преграда. Не бывает так, что я все знаю. Даже со «щелкунчиками», которых уже штук сто в своей жизни поставила, каждый раз новый спектакль, скучно повторять.

— Как вы относитесь к современным постановкам?

«Современное» крайне относительное понятие. В 20-е был Мейерхольд, Таиров, и это было суперсовременно. Поэтому время неважно, человечество каким было, таким и осталось. Для меня существуют две градации талантливо и бездарно, интересно и неинтересно, это какая-то внутренняя «чуйка», мне кажется. И так во всем либо есть, либо нет, это всегда чувствуется.

Балет «Лисистрата», художником которого была Елизавета
Балет «Лисистрата», художником которого была Елизавета

101 просмотр0 комментариев

Comments


Комментарий преподавателя

bottom of page