top of page
Поиск
  • Фото автораЭльвира Слободян

«Я не творю себе кумиров, а собираю свой образ по крупицам»

Обновлено: 11 июн. 2020 г.


«Я не творю себе кумиров, а собираю свой образ по крупицам»

Валерия Шикина, артистка Большого театра, исполнительница партий в постановках «Дон Кихот», «Щелкунчик» и «Зимняя сказка», участница конкурса «Арабеск–2016» с хореографией «Мама», рассказала, из чего состоит жизнь, казалось бы, «хрупкой» балерины.

— Как ты впервые попала в хореографический зал?

— Шестилетних детей в общеобразовательную школу берут неохотно, поэтому знакомые предложили пойти в другую школу — танцевальную. Буквально в тот же день, в последние часы приема я прибежала на просмотр, мне сказали: «Берем!». После школы было училище в Казани, потом Московская хореографическая академия — по предложению бабушки. Помню её слова: «Раз с танцами получается, можно идти дальше». Кстати, до поступления в училище я не любила балет и вообще не знала, что это такое и с чем его едят.  

Валерия Шикина в партии Амура в балете «Дон Кихот». В заглавной партии — Никита Еликаров
Валерия Шикина в партии Амура в балете «Дон Кихот». В заглавной партии — Никита Еликаров

— Что поменялось в твоей жизни после прихода в Большой театр?

— В Большом театре я в каком-то смысле обрела веру в себя. До этого часто приходилось видеть объявления: «Требуются артисты ростом от 170 см». А ты всего лишь 158 — кажется, что творческая жизнь и все балетные партии пройдут мимо. Я рассылала анкеты в разные театры страны: отвечали, что вакантных мест нет, обещали перезвонить. Но так и не перезванивали. Всё кардинально поменялось после первого госэкзамена по классическому танцу: мне предложили попробоваться в труппу Большого, оставалось только доказать свое право выступать на главной российской сцене. В сентябре 2017 мне пришло заветное приглашение.  

— Случались ли моменты, когда хотелось оставить балет?

— В первый год работы в театре я получила травму: подвернула ногу, произошел микроразрыв. Хотя тогда я не опустила руки, но меня не покидали вопросы: «А зачем все это? Что будет дальше?». Огромное желание выступать помогло мне справиться с апатией. Уже через полтора месяца после травмы я вышла на сцену и дебютировала в партии Амура из «Дон Кихота»

Валерия Шикина перед выступлением в балете «Щелкунчик» — новогодняя постановка
Валерия Шикина перед выступлением в балете «Щелкунчик» — новогодняя постановка

— Есть ли у тебя кумиры?

— Я не творю себе кумиров, а собираю свой образ по крупицам. Если говорить о современном балете, то ближе всего мне творчество двух прима-балерин: Женя Образцова потрясающе играет актерски — душа нараспашку, а Катя Шипулина буквально живет на сцене. Как человеку, который любит посмотреть и, грубо говоря, «пощупать», мне сложно равняться на балерин из прошлого: о них интересно слушать, но примерять их талант на себя — нет. Конечно, дополнить образ мне помогают исторические фильмы, например, про царскую Россию. После просмотра ты приходишь в зал другим человеком: вдохновляешься манерой общения, этикетом, тонкостью и изяществом героинь кинокартин. 

— Гастроли — неотъемлемая часть жизни артиста балета. Любишь ли ты путешествовать?

— Путешествия — это моя страсть. Я никогда не была за границей до прихода в Большой театр. Спустя всего полгода поступило предложение поработать в Бразилии: исполнить роль в трех спектаклях «Дон Кихот». Приезд в Южную Америку был связан с конфузной ситуацией: никто из встретивших нас гидов не говорил по-английски! Десять дней хореографы общались с нами на португальском, и, как ни странно, мы смогли освоить далекий от привычного нам академизма стиль и успешно выступить на концертах. Выходит, совсем не важно, существует языковой барьер или нет: понять друг друга можно с помощью языка танца.    

— Твой повседневный стиль отличается от сценического образа? 

— Мой стиль на сцене и в жизни — абсолютно разные вещи. После репетиции ноги уставшие, совсем не хочется напяливать каблуки и неудобное платье — ты надеваешь джинсы и кроссовки и в этом образе чувствуешь себя уверенно. Конечно, есть балерины, которые элегантно выглядят всегда: на репетиции, на сцене и в жизни. Но я думаю, что в спортивном стиле нет ничего плохого: нужно уметь вовремя переключаться и не забывать о собственном комфорте. 

Фотографы часто приглашают балерин на профессиональные съемки. Валерия Шикина — не исключение
Фотографы часто приглашают балерин на профессиональные съемки. Валерия Шикина — не исключение

— Приходится ли тебе соблюдать строгие диеты, чтобы не набрать лишний вес?

— Я придерживаюсь вегетарианской диеты: никаких продуктов животного происхождения, только овощи и фрукты. Еще в академии я поняла, что мой организм плохо усваивает мясо: возникают тяжесть в желудке и сонливость, на коже появляются прыщи. Без белковой пищи трудно осилить большие нагрузки, поэтому мясные продукты я заменяю на бобовые, очень редко ем белую рыбу. Кстати, раньше я любила сладкое, но на третьем курсе пришлось себя отучить: сейчас лишь изредка пью чай с сахаром. А вот отказаться от хлеба не могу до сих пор, но он плохо сказывается на фигуре. Бороться с этой странной привычкой ой как непросто. 

Закончив беседу, Валерия быстро оделась и побежала на массаж в театр: «забитые» мышцы — вечный спутник профессиональной балерины. К счастью, Большой находился всего в двухстах метрах от места нашей встречи.


41 просмотр

Комментарий преподавателя

bottom of page