top of page

Один день из жизни метрополитена: что скрывают стены московского метро

  • Фото автора: Дарья Арефьева
    Дарья Арефьева
  • 19 дек. 2019 г.
  • 3 мин. чтения

Обновлено: 20 дек. 2019 г.


Один день из жизни метрополитена: что скрывают стены московского метро

3 декабря нам удалось увидеть жизнь московского метро изнутри и побывать в тех местах, куда «посторонним вход строго воспрещен».

Внимание, за вами следят!

Первым этапом «путешествия» по подземке стал пост централизации на станции Новые Черемушки. Не каждый пассажир московского метро замечает железную дверь, которая расположена сбоку от лестницы на платформе. За ней находится длинный узкий проход. Преодолевать этот проход довольно страшно, потому что человека отделяет от движущегося с огромной скоростью поезда лишь тонкая решетка. В конце коридора есть дверь, которая ведет к двум кабинетам. Один из них – станционный пост централизации. Здесь сидит дежурный по приему и отправлению поездов. Большую часть комнаты занимает огромный железный ящик – пульт, отображающий показатели линии метро. Оператор сверяет движение поездов с графиком, большим листом бумаги, на котором нарисованы таблицы и линии, и следит за безопасностью на платформе.

После того, как мы рассмотрели все лампочки и кнопки пульта, проводник повел нас во вторую комнату. К сожалению, тут съемка была строго запрещена, потому что это место оборудовано на случай войны. Здесь находятся железные пульты похожие на те, что стояли в предыдущем кабинете, но немного меньше. «Эти пульты используются раз в 7 лет исключительно для учебных целей. Их основная функция – объявление метрополитена бомбоубежищем и подготовка к принятию людей», – уточнил начальник станции Новые Черемушки.

Осторожно, двери закрываются! Следующая станция – депо

Следующим пунктом назначения стало Калужско-рижское депо. Как и внутри метро, здесь буквально все напоминает о коммунистическом прошлом нашей страны. От самого входа тянется длинный коридор, а на стенах висят плакаты с советскими лозунгами «Дадим пролетарской столице лучшее в мире метро». Место, в котором находятся вагоны поездов, очень похоже на огромный амбар или гараж. Всего тут около 40 путей, на которых стоят пассажирские и хозяйственные поезда. Во втором отсеке также несколько путей, на которых стоят вагоны, подлежащие ремонту или техосмотру.

«Нас часто спрашивают: «Куда уходят поезда?». На выезде из тоннеля пути разделяются и поезд попадает в депо. Сначала его отмывают от подземной грязи. Дальше поезда разбирают при помощи крана – обследуются и ремонтируются не только подвижные части, но и сами вагоны. Когда состав проходит этап осмотра, происходит сцепка вагонов», – рассказал дежурный депо.

Когда все спят

Ближе к полуночи мы вернулись в метрополитен. Ровно в 0:30 со станций отправились последние поезда. А через 25 минут работники метро закрыли двери вестибюлей. В 1:20 прекратилось движение эскалаторов. После 1:40 началась ночная смена: первыми пришли уборщики, люди в ярко-оранжевых костюмах стали мыть и убирать станцию. В 2 часа ночи машинисты пригнали к платформе резервные поезда для того, чтобы обеспечить равномерное движение утром. Именно тогда диспетчер службы электроснабжения сняла напряжение с контактных рельсов. После чего можно было безопасно проходить в тоннели, куда и направилась группа механиков для осмотра путей на трещины. Когда работники ушли достаточно далеко, бывшая начальник станции Шаболовская провела нас в тоннель. Чем дальше мы отдалялись от платформы, тем становилось холоднее и темнее. Через пару минут глаза смогли привыкнуть к тусклому освещению, а тело – к низким температурам. Единственное, что отвлекало – сильный запах сырости и креозота, вязкого вещества, которым обрабатывают шпалы. Создавалось впечатление, что этому тоннелю нет конца, везде было одно и то же – трубы, рельсы и железные решетки. Только изредка в стенах можно было заметить арки или двери.

Фотография из тоннеля Калужско-Рижской линии метро
Фотография из тоннеля Калужско-Рижской линии метро

Воспользовавшись удобным случаем, я решила расспросить Татьяну Витальевну о легендах московского метро. На вопрос о гигантских крысах женщина рассмеялась: «Конечно, есть вероятность встретить крыс в тоннелях, но точно не мутантов. Они не выживают в холодной и сырой среде, где нет еды». Но больше всего меня интересовал вопрос о засекреченной системе подземок «Метро-2». «Подтверждающей информации вы нигде не найдете, – сказала бывшая начальник станции, – но это правда. Второе метро идет от здания Кремля до государственной дачи Сталина».

К сожалению, побывать в остальных частях московского метрополитена нам не удалось. Во-первых, оказалось, что студенческий пропуск не открывает перед нами все двери. А, во-вторых, осмотреть все просто невозможно, это удается даже не каждому начальнику станции с тридцатилетнем стажем.

Комментарии


Комментарий преподавателя

© 2019 В.Гурьянов, С.Корзун, М.Королёва

bottom of page