top of page
Поиск
  • Фото автораЗлата Доля

«Мне нравилось, что в этом есть некий протест, что это нелегально, против системы»


«Мне нравилось, что в этом есть некий протест, что это нелегально, против системы»

Особая атмосфера выставочных залов поражает посетителей. Однако мало кто знает, что за ней стоят талантливые люди, создающие антураж для каждого проекта. Моника Норс рассказала, каково быть «невидимым» куратором выставок, а также почему уличное искусство можно перерасти.

Кто такой настоящий куратор выставки?

Это человек, который подбирает экспонаты так, чтобы они разговаривали друг с другом и рассказывали посетителям какую-то историю. Благодаря куратору создаётся определенный месседж, который сподвигает человека на мысли, на диалог с собой и обществом. И что самое главное, фигура куратора должна быть незаметна на выставке.

Как возникла идея стать куратором?

Всё началось с момента, когда я работала в Центре современного искусства «Винзавод», выполняла исключительно менеджерскую работу. Там я поддерживала контакты со многими людьми, знакомство с которыми впоследствии помогло найти бюджет и организовать выставку в Музее Москвы. Мне очень понравилась эта деятельность. Я поняла, что могу создавать проекты из ничего, и после закрытия проекта поехала учиться в Великобританию.

Центр современного искусства «Винзавод»

Чем вы сейчас преимущественно занимаетесь: учитесь или работаете?

На сегодняшний день я работаю: делаю выставки. До этого несколько лет училась в Великобритании. У меня было два курса. Сначала я поехала в Челси и получила степень магистра искусств, затем – магистра исследования в колледже при University of the Arts London. На первом курсе было много практической деятельности, где я научилась создавать выставки с нуля. На втором – сплошная теория.

В 2013 году под вашим руководством прошла выставка «Фрагмент». Почему вы решили курировать именно этот проект?

Тогда уличное искусство казалось мне очень актуальной темой, чем-то крайне интересным. Мне нравилось, что в этом есть некий протест, что это нелегально, против системы. Вообще, «Фрагмент» – моя первая выставка под самостоятельным кураторством. Всё началось с того, что на «Винзаводе» я работала с Мишей Мостом – это известный российский художник, рисующий в стиле стрит-арта. Тогда я задумалась над тем, что из себя представляет это направление в творчестве. Меня смущал тот факт, что стрит-арт создаётся на улице, но при этом его вгоняют в рамки традиционного искусства. Также мне совершенно не нравилась идея коммерциализации. Было непонятно, как можно продавать стрит-арт. В итоге я решила придумать проект, который можно было бы выставить, и при этом в нем сохранились бы элементы граффити.

Фотография с выставки "Фрагмент"

Какое у вас сейчас отношение к уличному искусству?

Не скажу, что мне это нравится. Не то чтобы я из этого выросла, просто разочаровалась. Раньше я считала, что за стрит-артом будущее, что этим обязательно нужно заниматься. Для меня это был лёгкий способ делать первые уверенные шаги в кураторстве.

Насколько мне известно, вы являетесь автором статей на сайте forbes.ru. Что вас туда привело?

Это очень забавная история. Однажды у меня брала интервью девушка, которая впоследствии стала работать в «Forbes Life». Через какое-то время она нашла меня на «Facebook», а я в то время увлечённо занималась яхтингом. У меня было небольшое водное путешествие по Англии. Помню, я застряла в каком-то городке, где не было ничего, кроме бухты, парочки пабов и крабов, которых можно было ловить. Я красиво описала всё это на своей странице в социальной сети, а через пару дней эта девушка мне написала и предложила публиковать материалы на forbes.ru. Я согласилась.

Фотография с выставки "Анна Франк. Дневники холокоста"

Какая выставка из всех, что вы курировали, вам наиболее близка?

Про Анну Франк, которая была в начале этого года в Еврейском музее. Это было действительно здорово. Мне выпала возможность сделать выставку с многомиллионным бюджетом, архитекторами и дизайнерами, а также я могла взять работы из музейных коллекций, находящихся за пределами России. Чтобы создать этот проект, я прочитала очень много книг. Это был экскурс в историю, диалог истории с современным искусством. Мне кажется, каждый куратор мечтает создавать выставки на таком уровне. Для меня это был самый захватывающий опыт, и я очень надеюсь, что он еще повторится.

12 просмотров0 комментариев

Комментарий преподавателя

bottom of page