top of page
Поиск
  • Фото автораСветлана Юнь

Картины оживают за «темной занавеской»


Картины оживают за «темной занавеской»

Субботний вечер. Москвичи торопливо сбрасывают с себя рабочее настроение трудовых будней и верхнюю одежду, вверяя шубы гардеробщице, поднимаются в выставочный зал. Центр цифрового искусства ArtPlay собрал мультимедийные копии главных произведений французских импрессионистов, Айвазовского и других художников маринистов в едином телеспектакле.

– Не терпится увидеть, что же скрывается за темной занавеской (входом в зал), мне друзья рассказывали, что это совершенно не похоже на обычный поход в музей, – делится эмоциями Мария, девушка лет 20-ти, посетитель.

Начинают запускать за «темную занавеску», зрители рассаживаются на мягких пуфиках, разбросанных по огромному темному залу, загораются экраны на каждой стене и под ногами. Перед нами появляется видеоизображение Сергея Гармаша. Он выступает в роли Айвазовского, а беседу с ним ведет актриса Лянка Грыу (биография художника здесь рассказывается в формате интервью). В доверительной, почти интимной форме от первого лица Гармаш-Айвазовский рассказывает историю мальчика, которому предстоит стать всемирно известным художником.

– Проект посвящен 200-летию классика русской живописи Ивана Айвазовского и представляет собой спектакль, ведущий зрителя в буквальном смысле по лабиринту жизни маэстро, – рассказывает куратор проекта Яша Яворская.

Помимо забавных историй из детства и юности художника, мы узнаем исторический контекст эпохи: на жизнь Айвазовского пришлись Восстание декабристов, Крымская и Русско-турецкая войны, убийство народовольцами Александра II, промышленный кризис в России, Всемирная выставка в Париже и многое другое.

Большая часть мультимедийного контента посвящена самому Айвазовскому. Однако разобраться в таком направлении как маринизм помогают еще и работы его коллег: Уильяма Тёрнера, Эжена Будена, Уинслоу Хомера и др.

Фрагменты интервью плавно перетекают в ожившие картины, на фоне играет классическая музыка, которая явно расслабляет присутствующих, их лица расплываются в улыбке, а из взглядов исчезает тревожность, присущая жителям большого города. Закадровый голос Гармаша читает стихи о морской стихии.

– Айвазовский открылся для меня с неожиданной стороны, – говорит Михаил, посетитель. – Я до этого не знал ни о том, что он дружил с Пушкиным, не прочитав при этом ни одного его произведения, Гоголем, Глинкой и Николаем I; ни о том, что он писал в основном не с натуры, а в своей мастерской – по памяти; ни о том, что он усыновил своего собственного внука.

– А как органично смотрелся Гармаш в этой роли, – подхватывает спутница Михаила, – он был очень убедителен со своей харизмой и эксцентричностью.

Пока дети звонко смеются и радостно улыбаются каждой пролетающей (по стене) чайке, Елизавета, посетитель, жалуется:

– Настолько погружаешься в эту виртуальную реальность: волны движутся, вода шумит, приближается лодка. В какой-то момент я даже пожалела, что не прихватила с собой таблетки от укачивания.

Но вот бушующие шторма сменяются яркими красками полотен импрессионистов.

Карикатурные персонажи ночного Парижа Тулуз-Лотрека, автора известных афиш «Moulin Rouge» уступают место утонченным женским образам Ренуара, очаровывающим своей обнаженной естественностью. Необычные пейзажи Синьяка, заключающие в себе оптический эффект от смешения красок (неоимпрессионизм, пуантилизм – метод написания картины посредством расположенных рядом точек чистых контрастных цветов), плавно сменяются изящными балеринами Дега под «La Valse D'amelie» Яна Тьерсена. А на месте последних оживает мир дикой природы Руссо. По стенам плывут яхты и бушуют волны, качаются деревья, осыпая листвой пол, распускаются цветы на ветках миндаля Ван Гога.

Каждому художнику посвящено несколько минут, но любой фрагмент шоу представляет собой законченную по своей драматургии аудио-визуальную композицию, сопровождающуюся краткими историями из биографий творцов.

На выходе из кинотеатра расположены интерактивные информационные стенды, а также уютное арт-кафе, дух рождества в котором создают гирлянды с теплым желтым светом и композиции Фрэнка Синатры. Вокруг шумно, идет активное обсуждение увиденного, жужжит кофемашина, раздается детский смех. Постепенно толпа рассасывается, освобождая здание Центра дизайна.


31 просмотр0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Комментарий преподавателя

bottom of page