top of page

История одного подводника

  • Фото автора: Полина Некрасова
    Полина Некрасова
  • 2 дек. 2019 г.
  • 3 мин. чтения

Обновлено: 26 мая 2020 г.

Капитан 1-го ранга Валерий Пирожников делится историей своей детской мечты и рассказывает о карьере подводника длиной в двадцать шесть лет.

− Расскажите о своем детстве. Как появилась мечта стать подводником?

– Мы жили в селе Апанасенковское Ставропольского края. Ребенком, я, впечатленный рассказами своего папы-моряка, решил стать подводником. Мой путь к мечте начался в пять лет, тогда старшеклассники рассказали, что подводная лодка якобы пришла по степной речке в соседнее село – Ипатово. Услышав это, я убежал из дома, чтобы поступить на эту подлодку юнгой. Конечно, попытка оказалась неудачной: по дороге нас «перехватили» и вернули родителям. Чтобы подобного больше не случалось, меня с шести лет отдали в школу.

− Что было после школы?

– Когда я учился в десятом классе, узнал, что если в 17 лет поступлю в то училище, в которое планировал, не смогу принять присягу. Мне пришлось подделать свидетельство о рождении, и я, получив паспорт и приписное свидетельство, был направлен в черноморское высшее военно-морское училище имени П.С.Нахимова. К сожалению, кроме «проблем» с возрастом, я также имел проблемы со здоровьем, и поэтому, меня признали годным только на береговой факультет. Учась в классе артиллеристов на береговом факультете, я не мыслил себя без службы на море и потому самостоятельно изучал устройство надводного корабля и подводной лодки. Преподаватели приходили в ярость, когда видели у меня учебники кораблевождения на «дисциплинах тактики береговых ракетных войск».

Большой противолодочный корабль проекта 61 «Славный»
Большой противолодочный корабль проекта 61 «Славный»

– Как вы оказались в море после окончания берегового факультета?

– Выпускаясь, я написал рапорт на имя командующего Балтийским флотом о том, что распределен к ним и прошу назначить меня на любой корабль. По приезде меня проверяли, спрашивали о том, знаю ли я ракетное вооружение надводных кораблей. Я отлично все выдержал и был назначен на надводный корабль «Славный», где командовал батареей крылатых ракет.

– Как проходило формирование экипажа подводной лодки?

– Сначала мы два года проходили обучение в учебном центре, потом вернулись на Север, после приняли подводную лодку на заводе и занялись доведением её до состояния боевой готовности.

Валерий Пирожников
Валерий Пирожников

– Помните свою первую подводную лодку? Расскажите о службе на ней.

– Это была «К-209», численность экипажа – 86 человек. Сначала я прошел обряд посвящения в подводники. Это сейчас кувалду целуют, мы же, как только погрузились, пили плафон морской воды. Я начинал командиром группы управления ракетно-боевой части. Служба на подводной лодке – очень тяжелый труд. Здесь нет лишних людей, кроме заместителя командира по политической части и особиста. Все подготовлены, причем уже на суше. Я же «готовился» под водой, сначала не знал некоторые вещи, были трудности. Зато я, будучи бывшим надводником, представлял, как надводные корабли ищут подводные лодки, и понимал, каким образом можно выйти из зоны обследования.

– Расскажите о своей службе на «Акуле», самой большой атомной подлодке в мире.

Тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 «Акула»
Тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 «Акула»

– На «Акулу» я пришел уже старшим помощником командира. С её ходового мостика я смотрел сверху вниз на надводные корабли второго ранга, похожие на «Славный», где служил в самом начале. Проект 941 подводных лодок «Акула» создавали для того, чтобы они несли боевое дежурство и вели боевые действия в арктических районах. Их главная цель – обеспечение защиты государства путем нанесения ракетно-ядерных ударов по наземным стратегическим объектам противника. Экипажу необходимо обеспечить готовность подлодки к атаке. Для нанесения ракетно-ядерного удара состав должен или проломить лед толщиной не более 2.5 метров, или найти полынью, чтобы всплыть. Кроме того, были созданы хорошие бытовые условия для экипажа, который более трёх месяцев мог находится подо льдами. На «Акуле» были солярий, сауна, бассейн, спортзал, зона отдыха с птичками и рыбками. Так повышалась наша работоспособность.

Comments


Комментарий преподавателя

© 2019 В.Гурьянов, С.Корзун, М.Королёва

bottom of page