top of page

Это не покажут в прямом эфире: бекстейдж работы спецкором

  • Фото автора: Виктория Калиниченко
    Виктория Калиниченко
  • 26 нояб. 2019 г.
  • 3 мин. чтения

Обновлено: 25 дек. 2019 г.


Сегодня ты стоишь в редакции на каблуках, а завтра уже снимаешь репортаж о пожарах в Сибири. Специальный корреспондент телеканала Россия 24 Юлия Шустрая рассказывает, как освещает военные конфликты, катастрофы и катаклизмы.

Первый репортаж о стихийном бедствии

Моя первая крупная командировка была в 2013 году на Дальний Восток, я работала на LifeNews. Произошло наводнение, меня внезапно туда отправили с фразой: "Поезжай прямо сейчас". Я поехала из редакции на каблуках и в платье, камуфляжные штаны купила уже на месте. Из Хабаровска мы переместились в Комсомольск-на-Амуре. День и ночь работали на Мылкинской дамбе. Люди вручную держали резиновое полотно, закрывая дамбу от подмывов, потому что был сильный ветер. Я круглые сутки вместе с ними на этой дамбе находилась и даже умудрилась с нее упасть. Она была очень узкая, проход меньше метра. Все постоянно куда-то шли с полными стройматериалом тележками, мешками с песком. Пройти было тяжело, оператор со штативом на плече меня случайно толкнул. Я свалилась с 10-метровой дамбы и повредила ногу, до сих пор связки в том месте слабые.

Это было действительно "экономически невыгодно"

Самым обсуждаемым летним происшествием были пожары в Сибири. В интернете сразу нашлось много умников, которые критиковали работу МЧС, выдвигали свои гипотезы о происходящем. Я снимала там репортаж и видела, как все происходило. Начнем с того, что пожары происходят в этой местности ежегодно, потому их не особо освещают в новостях. Но так как началась истерия, в новостях стали больше об этом говорить. Людям надо было дать увидеть и понять, что МЧС работает. Пожары начали тушить еще до массовых недовольств и уж тем более до всяких петиций в интернете. Много шло разговоров о том, что поджигали намеренно, дабы скрыть вывоз леса. Так вот, никто Китаю ничего не продавал. Нечего было продавать, поскольку горела не деловая древесина.

МЧС тушат всегда, когда есть угроза населенным пунктам. При этом неважно, какого они размера – хоть поселение с двумя людьми. Кто-то возмущался, почему МЧС помогает другим странам в тушении пожаров, а внутри своей страны всё пускает на самотек. Только вот помогает оно при наличии свободных группировок. При пожарах в Сибири все работали на нашей территории. Некоторые очаги пожаров тушить было действительно экономически невыгодно: их очень много, и они маленького размера. При этом добраться до них можно только вертолетом и за половину дня. Пока вертолет до них долетел, они бы сами потухли. Что же мы имеем? Солярка впустую, труд людей впустую. Поэтому это и было нецелесообразно. Тушили только крупные очаги, угрожавшие населенным пунктам.

Интересный факт: чтобы посеять панику, в интернете часто публиковали архивные видео 2013, 2014 и 2015 годов, которые я лично тогда и снимала.

Сирия – это не только про войну

Снимая репортажи в Сирии, я поняла, что это страна цивилизованная и продвинутая. Очень вежливые люди, у многих хорошее знание английского. Страна совершенно не совпадает с тем подтекстом, который обычно вкладывают в речи о ней. На телевидении мы делаем огромное количество репортажей о том, как на самом деле обстоят дела в Сирии, и это не только репортажи про обстрелы. Но человеческая психика устроена таким образом, что люди запоминают только то, что касается войны. А сколько бы ни делалось репортажей про культурную жизнь Сирии, они как-то проходят мимо. Очень жаль, потому что страна того стоит. Это настоящая ожившая сказка «Тысяча и одна ночь».

Нештатные ситуации, которые стали штатными

Неприятности в моей работе происходят настолько часто, что уже стали нормой. Постоянно кто-нибудь хочет попасть в кадр либо его испортить. Если на каждый такой нюанс реагировать, можно вообще без нервной системы остаться уже на втором году работы. Я не реагирую и всё. Была ситуация, когда ровно за 3 минуты до эфира камера просто упала в воду. Я тогда на наводнении работала. Мы быстро переподключились на камеру коллег, которые стояли рядом, отсняли, а потом уже решали все технические вопросы. Много чего случается. Если журналист опытный и ведет себя спокойно, то всё решаемо.

Записала Виктория Калиниченко.

Commentaires


Комментарий преподавателя

© 2019 В.Гурьянов, С.Корзун, М.Королёва

bottom of page