top of page
Поиск
  • Фото автораАрина Дойникова

«Чем больше я работаю с животными, тем меньше хочется работать с людьми»


Марица Запашная во время выступления

Члены династии Запашных уже больше ста лет выступают в лучших цирках страны и мира. Марица Запашная рассказала о работе дрессировщика и особенностях жизни в цирковой семье.

– Как прошло ваше детство?

– Я выросла среди животных. У нас в доме всегда кто-то жил: тигрята, пантерята, рысята. Конечно, когда я играла с ними, за мной наблюдали, я ведь маленький ребёнок. Потом животное закрывалось, потому что спать с пантерёнком всё-таки опасно. Пока он совсем махонький – это как кошка, но животные же вырастают. Когда ты сам кормишь, поишь, находишься рядом, то начинаешь понимать животное.

– Вам никогда не хотелось выбрать себе другую профессию?

– Нет. Я не представляю себе другого образа жизни. Как у нас принято говорить, мы «опилочные» дети. Я четвёртое поколение династии.

В каждой профессии свои трудности. К сожалению, сейчас в цирк пришли не лучшие времена. Иногда хочется что-то изменить в своей жизни, но потом понимаешь, что ничего другого ты не умеешь, идти тебе некуда, и без этого ты всё равно жить не сможешь.

– Как вы относитесь к идее цирка без животных?

– Плохо. Это мой мир, как я могу к этому относиться? Для того чтобы говорить что-то и осуждать, нужно быть внутри. Зоозащитники уже предлагают отпустить из дома собак. Так давайте и детей на волю отпустим. Дети в доме иногда тоже чего-то лишаются, плачут, их ставят в угол. Значит, это издевательство над детьми. Всех надо отпустить на улицу, и жизнь будет прекрасна.

– Неужели нигде с животными не обращаются плохо?

– Это человеческий фактор. Я не говорю, что все в цирке изумительные. Один человек берет маленькую собачку, и она спит с ним в обнимку, а у другого собачка валяется где-то в коридоре на коврике.

Я могу отвечать за династийных дрессировщиков. Мы зависим от этих животных. Это наша работа, наш кусок хлеба. Я всю жизнь отдала животинке, как я могу к ней плохо относиться? Вот к человеку могу плохо отнестись – есть люди, которые этого заслуживают. К животному нет.

– Дрессировщик – опасная для жизни профессия. Какие страшные ситуации у вас были?

– Самое жуткое воспоминание в моей жизни – случай в Чехословакии, когда тигр набросился на маму во время выступления. Это не просто страшно, это ужас. Врагу не пожелаешь такого увидеть.

Первое время я вообще не соображала, что делаю, потому что круглосуточно находилась с мамой в больнице. Конечно, внутри был страх. А потом мы снова начали репетировать. Профессия дрессировщика схожа с профессией лётчика или космонавта. Если ты не можешь подавить свой страх, ты уже никогда не будешь работать с хищниками.

Марица Запашная выступает с верблюдами
Марица Запашная выступает с верблюдами

– Какие шансы в профессии есть у человека «со стороны»?

– Здесь дело не в том, что ты родился в династийной семье, а в навыках: они передаются из поколения в поколение. Но если человеку дано дрессировать, и он любит животных, то нужно просто пройти хорошую стажировку у опытного дрессировщика. Это дано природой, поверьте мне. Есть хирурги от бога. Так и здесь – человеку может быть дано от бога дрессировать.

– А почему вы работали именно с пантерами?

– У каждого человека есть животные, которые притягивают. Мне нравятся пантеры. С ними сложно работать. У них постоянно меняется настроение, они моментально впадают в гнев. Нужно отдать всю душу, чтобы пантера тебя приняла и полюбила. Заставить ее что-то делать, если она не хочет, нереально.

Выступление Марицы Запашной
Выступление Марицы Запашной

– Как вы относитесь к тому, что каждый день на работе рискуете жизнью?

– Это непросто, но когда отработаешь и выходишь из клетки, понимаешь, что жизнь прекрасна. Думаю, что это чувство испытывает каждый дрессировщик.

Чем больше я работаю с животными, тем меньше хочется работать с людьми. Даже за секунду до того, как кинуться, животное предупреждает. Если оно кидается, виноват в этом в первую очередь ты.

– Почему вы больше не дрессируете пантер?

– Артист должен вовремя уходить с манежа. Мой сын уверенным шагом идет по моим стопам. Я буду рядом с ним, буду помогать как специалист, как дрессировщик. Работать будет он.

378 просмотров0 комментариев

Комментарий преподавателя

bottom of page