«Человек говорит: все дураки. Он просто изживает свой комплекс»
- Даниил Бабкин
- 4 дек. 2019 г.
- 3 мин. чтения
Обновлено: 21 дек. 2019 г.

Сусанна Альперина — редактор и обозреватель «Российской газеты». Выпускница факультета журналистики МГУ работает в индустрии более 30 лет, публиковалась в «Известиях» и приглашалась в качестве эксперта на Первый канал, «Эхо Москвы», «Коммерсант ФМ», «Бизнес ФМ» и другие СМИ.
— Вы в журналистике уже довольно долго. Вы оказались на журфаке МГУ случайно?

— Так и есть, я училась в известной театральной школе в Одессе, хотела стать режиссером, но случилось так, что не попала ни в один театральный вуз. Сначала поступила на одесский филфак, а когда в МГУ открыли целевое направление, то переехала в Москву только потому, что хотела в столицу. В Москве была возможность бросить журфак и перейти в театр, но я не сделала этого, хотя всю жизнь мечтала о театре. Не знаю, почему.
Изначально я не собиралась писать о кино, а больше занималась театром и культурой, все-таки три года обучалась на филфаке. Но потом театр перестал приносить мне радость, ее я нашла в фильмах и сериалах.
— Шесть лет назад вы говорили, что не считаете себя кинокритиком. Изменилось ли что-то в понимании вашего основного рода деятельности?
— И сейчас считаю, что я не кинокритик, просто перестала запрещать людям так себя называть. Я скорее кинообозреватель.
— А в чем заключается принципиальная разница между кинокритиком и кинообозревателем?
— Кинокритик специализируется на рецензиях и обзорах. Я тоже их пишу, как и новости, но мой любимый жанр — интервью. Моя работа не состоит из одних рецензий, которые я считаю самым сложным жанром. Очень трудно писать рецензии так, чтобы найти свой собственный стиль, проявить свое лицо.
— Почему у вас почти нет отрицательных отзывов о фильмах?
— Стараюсь смотреть фильмы, от которых ожидаю положительных эмоций. Если фильм оказывается плохим, то, как правило, сержусь, потому что хочется писать «я рекомендую», а не наоборот. Стараюсь вести разговор о том, что заслуживает внимания. Сейчас вышел фильм про Льва Яшина, уже есть отрицательные рецензии, но я выбрала три положительные стороны этого фильма, на которых и построила свой материал.
Кроме того, я знаю, как слово может ранить творческого человека, и у меня нет желания самоутвердиться за счет кого-то. Всегда стараюсь дать человеку шанс, всегда очень осторожна в выборе слов по отношению к творческим людям. Может, у режиссера по каким-то причинам не получилось, но в следующий раз получится.
— Если вам сильно не понравится фильм, скажете прямо, что он неудачный?
— Конечно — так и делаю. Вот, сейчас пишу рецензию на «Войну токов» и говорю, что Википедия рассказывает про его героев интереснее, чем этот фильм. Из недавно вышедшего не понравился «Красный воробей», «Щегол» стал для меня киноразочарованием года, и я писала об этом.
— Как часто кинокритикам предлагают деньги за положительные отзывы?
— Знакомый режиссер говорил про одного кинокритика, что тому заплатили за рецензию, хотя я уверена, что это не так. Складывается миф, что за кинокритиками бегают и мечтают им заплатить. Честно скажу: сколько работаю, мне ни разу не предложили деньги за положительный отзыв. Может, это было у кого-то из коллег. Ну, допустим, кому-то заплатили за хороший обзор очень плохого фильма, но ведь это сразу видно будет. А вообще, «проплатили критику» — самое простое объяснение для творца, который не дотянул свой труд.
— Вы говорите, что стараетесь не обидеть человека словом. Как вы относитесь к BadComedian, к его агрессивной подаче?
— Иногда кажется, что если бы я жила в мире, где все желают друг другу добра, то из-за духа противоречия я была бы совершенно другой. Но поскольку я живу в обществе, где люди строят свою репутацию за счет жесткого высмеивания, уничтожения других, мне хочется культурного и взвешенного разговора. Я не отношусь плохо к BadComedian, но поражает, что скандальные посты собирают гораздо больше лайков, чем конструктивные. Может быть, люди недовольны своей жизнью и ищут негатива. Если человек выходит и говорит: «все дураки», но за этим нет конструктивной критики, то он просто изживает собственный комплекс.
— Фильм, продюсером которого вы были, собрал в прокате 800$. Оправдал ли релиз ваши ожидания?
— Я довольна проектом, который продюсировала, потому что мы выпустили документальный фильм в прокат, а в России документальное кино обычно в прокат не выходит, оно снимается и кладется на полку. Этот фильм, "INTO_нация большой Одессы», выставлен на Amazon и многие интернет-сервисы. Пусть сборы минимальны, но сам факт релиза очень важен. Кстати, в интернете мы собрали больше, чем в прокате. При небольшом для мирового кино бюджете 50000$ фильм получил 5 призов и участвовал в 20 фестивалях. Это хороший опыт и достойный результат.
Comments