top of page

«Церковь наша замечательно изливает плоды святости на всех нас!»: закрытие кинофестиваля «Радонеж»

  • Фото автора: Батсион Исакова
    Батсион Исакова
  • 16 дек. 2019 г.
  • 3 мин. чтения

Обновлено: 21 дек. 2019 г.


«Церковь наша замечательно изливает плоды святости на всех нас!»: закрытие кинофестиваля «Радонеж»

Закрытие 24-го международного православного кинофестиваля «Радонеж» прошло в Москве 25 ноября. В программе были объявление лауреатов фестиваля и показ фильма «Андрей Тарковский. Кино как молитва».

В холле московского Дома Кино гостей встречает небольшой оркестр из трех музыкантов. Классическое звучание виолончели создает светскую атмосферу на этом религиозном мероприятии. Со входа на гостей смотрит священник с массивным золотым крестом на груди — его присутствие напоминает о специфике кинофестиваля.

За одним из столиков стоит актриса Валентина Теличкина - член жюри фестиваля. «Нет, ничего говорить никому не буду, простите. Все к Никифорову», — так Теличкина отвечает на вопрос об основных темах фильмов-номинантов в этом году. Справа от меня осматривается съемочная группа телеканала «Культура». Незаметно следую за ними и обнаруживаю президента кинофестиваля «Радонеж» Евгения Никифорова. «Фестиваль не целевой — мы собираем все значимые высказывания на духовно-нравственные темы , которые были сделаны за год. Вот вам сколько лет? 18? А фестиваль проходит в 24 раз — представляете, какой громадный опыт у него!» Сверившись с часами, Никифоров рассказывает, что победителем стал фильм «Андрей Тарковский. Кино как молитва», и замечает, что «фильм сделан достойно отца». Президент «Радонежа» любезно вручает мне пост-релиз фестиваля и спешно переключается на репортеров с «Культуры».

Оформление холла Дома Кино
Оформление холла Дома Кино

Звучит первый звонок — гости начинают стекаться в зал. Женщина на входе выдает мне большой белый конверт с рекламной брошюрой паломнической службы. С пустыми руками отсюда не уйдешь.

Публика, в основном, возрастная. Кажется, я самая молодая в этом полупустом зале. Справа от меня две женщины «угощаются яблочками» и обсуждают программы на телеканале «Спас». Собравшиеся, что называется, «в теме».

Икона, которую вывели на экран во время вступительной молитвы
Икона, которую вывели на экран во время вступительной молитвы

В 19:15 в зале гаснет свет и звучит вступительная молитва — все встают, крестятся и поют. На меня падает несколько недоуменных взглядов.

На церемонии должны быть объявлены лауреаты в 10 номинациях, отобранные из 123 конкурсных фильмов. С началом награждения вскрывается множество недоработок фестиваля с «громадным опытом». Награда за лучший фильм, снятый центральными телеканалами, достается авторам фильма «Не уходи отсюда», который был снят маленькой съемочной студией в Москве. Воспользовавшись случаем, лауреаты прямо со сцены просят настоящие центральные телеканалы обратить на их фильм внимание.

Получать награду за лучший мультипликационный фильм выходит режиссер Наталья Федченко — маленькая сутулая женщина, которая не дотягивается до микрофона, когда приходит время произнести благодарственные слова. «Ну наклоните ей микрофон!» — шепчет в пустоту женщина позади меня.

Сцена во время выключения света
Сцена во время выключения света

В середине церемонии во всем зале выключается свет. Ведущие недоуменно переговариваются прямо в микрофон и советуют зрителям включить фонарики, присоединив к ним «свет своих душ». Решив не дожидаться включения света, ведущие продолжили рассказ об очередном лауреате. Темнота придавала произнесенному особую значимость.

Три раза перепутали призы — протоиерей, который должен был их вручить, без конца ходил со сцены в зал и обратно. Зрители по-доброму смеялись и жалели священника. Один из номинантов на сцене заметил, что «Радонеж» — «самый теплый кинофестиваль».

Ближе к концу награждения я вышла из зала уточнить программу. Организатор сообщила мне, что показ фильма состоится после награждения, несмотря на столь поздний час.

Е.К. Никифоров произносит заключительную речь
Е.К. Никифоров произносит заключительную речь

Вернувшись в зал, я увидела завершение развлекательного театрализованного представления. После этого на сцену поднялся Никифоров и провозгласил: «Наш фестиваль — это ответ клеветникам России! Церковь наша замечательно изливает плоды святости на всех нас!» Затем он пригласил всех зрителей на «импровизированный фуршет» перед просмотром фильма. Этим словосочетанием президент кинофестиваля назвал возможность зрителей самостоятельно приобрести в буфете закуски, а никак не поучаствовать в совместной трапезе, организованной кинофестивалем для своих гостей. Фуршета не было. Публика толпой вытекла из зала без всякого сожаления о фильме, который они не увидят.

Надо упомянуть, что лента «Андрей Тарковский. Кино как молитва» действительно была показана чуть позже, но практически все (кроме жюри и организаторов) к этому времени уже разошлись.

Про фестиваль «Радонеж» пишут мало и, в основном, одно и то же из года в год. Сайты «Нижегородская епархия» и «Седмица.ру» сообщают о результатах кинофестиваля, а «Православие.ру» публикует пресс-релиз с данными о составе жюри и графиком показов. Телеканал «Культура» рассказал о мероприятии в небольшом сюжете в утреннем выпуске новостей (на 9-ой минуте).

Прежде чем покинуть Дом Кино, я пообщалась с несколькими посетителями церемонии. Одна женщина призналась, что ходит на все службы, но не смотрела ни одного фильма из программы и попросила у меня прощения за этот «грех». Другие две, на вопрос о том, почему не остаются на фильм о Тарковском ответили, что им завтра рано на работу.

Женщина, стоявшая в очереди в гардероб за мной, поспешила укутаться в пальто и заметила: «Холодно тут у вас».

Comments


Комментарий преподавателя

© 2019 В.Гурьянов, С.Корзун, М.Королёва

bottom of page