top of page
Поиск
Фото автораКсения Бесчастнова

Вадим Казаков: «Язычником я был с детства»

Обновлено: 2 июн. 2021 г.



Родноверие – это неоязыческое движение, цель которого – возродить дохристианские славянские традиции. Об образе жизни и своей вере расскажет Вадим Казаков, основатель самого крупного в России неоязыческого объединения – Союза славянских общин славянской родной веры – и верховный жрец.

Десятилетний Вадим Казаков, 1975 г.
Десятилетний Вадим Казаков, 1975 г.

Шестилетний язычник

Язычником я был с детства. Когда в 6 лет я научился читать, я прочитал пушкинскую «Песнь о вещем Олеге»: «Волхвы не боятся могучих владык…» Я спросил у отца, кто такие волхвы. Он мне объяснил. Я спросил у него, где они сейчас, а он ответил: «Всех уничтожили». «Кто?» «Христиане. Пришли и всех уничтожили».

Мне, маленькому, так обидно стало! Взяли и волхвов уничтожили! А какие мудрые люди были, предсказывали будущее! И вот как-то со временем мне стала все больше интересна тема язычества, я стал развивать знания о ней. Потом я даже спорил с бабушкой (она у меня православная была). Говорю: «Бабушка, почему ты Иисусу Христу молишься, а не Даждьбогу?» Она говорит: «А кто это такой?». Вот так я ей в 10 лет объяснял, кто такой Даждьбог.

Неоязычники, объединяйтесь!

Нас было трое, когда мы в Калуге решили создать общину в 93-м году. Время доинтернетное, и мы думали, что нас, язычников, всего три человека в Европе. Такие наивные!

Мы создали калужскую языческую общину, куда стали приезжать люди, чтобы поучаствовать в праздниках – тогда мы впервые провели Купала и Перунов день.

Неоязыческий обряд в общине Союза, 2018
Неоязыческий обряд в общине Союза, 2018

До этого не было никаких праздников, а мы возрождали, возрождали – и народ к нам потянулся. Сейчас приглашения на праздник рассылаются через Интернет, а в 90-х объявлялось место встречи – сквер Мира в Калуге, куда мы приходили каждый вторник и пятницу в 6 часов вечера.

В 96-м году в России стало появляться все больше языческих общин, поэтому мы решили как-то объединить их в союз, чтобы и дальше увеличивать количество единомышленников. Так и был создан Союз славянской общины славянской родной веры из пяти общин: Рязань, Москва, Обнинск, Калуга и еще один маленький центр. Дальше – больше, и в 2000 году в Союзе было уже двенадцать общин. С самого начала я был избран главой Союза и пробыл на этом посту 14 лет. Сейчас я верховный жрец – провожу обряды.

Блюда на неоязыческом празднике
Блюда на неоязыческом празднике

Инопланетянин в русской рубашке

Я считаю, что родноверие – это ответная реакция народа, которого пытались лишить всего.

Японцы могут ходить в кимоно, индианки – в сари, а у нас почему-то можно в китайском пуховике и в европейском костюме, а если ты идешь по русскому городу в русской рубахе, ты выглядишь, как какой-то инопланетянин.

Еще до Октябрьской революции были гонения на волхвов, полицейские запрещали людям петь народные песни на улицах города. Все народное считалось бесовщиной, и у людей эту составляющую пытались вытравить, сделать их Иванами, не помнящими родства. Потом то же самое было при советской власти. «Русский» иногда говорили, но официальное мнение было, что есть человек «советский». Когда Советский Союз наконец рухнул, люди начали искать свое.

В конце 80-х, когда праздновали тысячелетие Руси, был тренд: «давайте вернемся к корням». Ну давайте вернемся! Но мы же не со второго тома должны читать книгу. К корням, так к корням!

Праздник придет — гостей приведет

Как правило, наш праздник состоит из трех частей: обряд, пир и игрища. Каждый праздник посвящен разным событиям и разным божествам. День Перуна – воинский, Купала – день влюбленных, для создания пар. Там разница в обычаях: например, на Купала нет общего стола, каждый добрый молодец должен красной девице стол накрыть, раз уж он пришел для того, чтобы девушка выбрала его себе в суженные. На этом празднике женщины главные, они там рулят. Коляда – это заклинание нового года, чтобы хороший пришел, поэтому мы ходим с мешками, ряженые, в масках, совершаем магические действия.

Праздник в одной из общин Союза, Ростов-на-Дону, 2020
Праздник в одной из общин Союза, Ростов-на-Дону, 2020

Не все наряды в отраду, а иных и вовсе не надо

Костюмы и обереги мы делаем сами. Покупаешь шкуру медведя или кабана и делаешь из нее костюм. Сам не можешь – брата попроси. Пошел мой брат на охоту, убил кабана, отрезал от него голову, сделали мы из нее шкуру. Я и самостоятельно дубил шкуры – разделывал коров, вырезал коровьи маски. Бывает. Нигде же не купишь колядную маску в виде кабана. Да и для волшебства, для того, чтобы это была настоящая колядная маска, а не что-то с AliExpress, ты должен вложить туда свой труд.

Жертвы обычая

Жертвоприношение по нашим правилам – это то, что было живое. Убивается общественная жертва: бык, петух, баран. Когда мы закладывали наш языческих храм, капище, я резал петуха, например. В другой раз мы резали барана. Это обычай, мы должны его соблюдать.

Еще есть треба – это блюда, которые мы можем приготовить заранее. Ее нужно положить на капище в специальный день. Например, блины, кутья, кисель – все это поминальные блюда на Масленице, грандиозных похоронах.

Почему они именно такие? Потомки всегда вспоминают, что любили их предки.

Беседовала Бесчастнова Ксения

28 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Comments


Комментарий преподавателя

bottom of page