top of page
Поиск
Фото автораПолина Ишанова

«Семья – это не про мужчину и его рабыню, это про союз равных людей»

Обновлено: 24 дек. 2020 г.


Семья – это не про мужчину и его рабыню, это про союз равных людей

Тема гендерного равноправия в Узбекистане становится все более острой. Одни считают, что женщины должны заниматься только домашними делами, другие – что женщины могут полноправно участвовать в жизни общества. О стереотипах и трудностях рассказала Хуршида Юлдашева, студентка 4 курса программы «Экономика и финансы» Международного Вестминстерского университета в Ташкенте и основательница компании «Top Consult».

Восток – дело тонкое

Мне никогда не говорили напрямую, что я должна выйти замуж, сидеть дома, во всем слушаться своего мужчину и подчиняться ему. Но это подразумевалось. Вообще, девочек у нас воспитывают строго, а особенно в глубинке, откуда я родом. Готовят к жизни в доме мужа, где свекрови до сих пор воспринимают невесток только как обслуживающий персонал.

Хуршида в детстве
Хуршида в детстве

Родители постоянно контролировали круг друзей и интересов. Мама запрещала гулять на улице с подружками, мол, опасно, да и вообще, лучше быть дома и учиться. Скучать было некогда: я выполняла школьные задания, помогала родителям по дому, присматривала за младшим братом, а в оставшееся время читала. Когда мне было десять, бабушка с дедушкой подарили компьютер и принтер. Этот день буквально поменял всю мою жизнь. Интернет очень сильно помог в учебе. А еще я находила и распечатывала материалы для одноклассников и учителей – так стала зарабатывать первые деньги, которые не тратила, а откладывала, не рассказывая никому, даже маме. Мечтала вырасти и купить машину.

Одноклассницы учились хорошо, но только для того, чтобы удачнее выйти замуж. В наши дни диплом считается хорошим приложением к приданому: образованные невесты ценятся больше. Город у нас маленький. Я любила и до сих пор люблю его. Но оставаться дальше тихо жить в нем не хотелось: школа закончилась, нужно было учиться дальше. Именно поэтому решила переехать в Ташкент, поступать там в лицей.

Что нас не убивает...

Знала, что это решение воспримут в штыки, морально готовилась ко всему, через что придется пройти. Все – родители, родственники, учителя, друзья, знакомые – абсолютно все стали пытаться меня отговорить. «Ты не выживешь в Ташкенте, девушке нужно сидеть дома, зачем тебе образование», – крутились в голове их слова. Конечно, они действовали на меня. Я была совсем юной, было страшно и без этих слов. Сколько тяжелых разговоров было дома за закрытыми дверьми… Мама плакала, папа обижался. Поддержала и морально, и материально только бабушка, потому что видела мое стремление к учебе.

Переезд в Ташкент дался тяжело. Я скучала по дому, семье. Денег не хватало, но я не могла жаловаться: сама ведь хотела независимости, нужно было искать выход. Приходилось и учиться, и подрабатывать: писала курсовые и рефераты однокурсникам за деньги. Иногда я проводила за ноутбуком всю ночь, а потом шла на пары. От усталости хотелось плакать. Но все же это было лучшее решение в жизни. Словно новый мир: новые знания, новые люди, новое все. Ташкент – столица, где не особо чувствуется влияние консервативных жителей областей, хотя проблем хватает. Но здесь не приходится постоянно доказывать, что тоже имеешь право на собственное мнение.

С одногруппницами в женской футбольной команде в лицее. Хуршида – крайняя справа.
С одногруппницами в женской футбольной команде в лицее. Хуршида – крайняя справа.

Школьные подруги одна за другой выходили замуж, рожали детей и словно бы закрывались от меня. У них не было ни времени, ни возможности для свободного общения. К сожалению, мы стали отдаляться друг от друга. Я была с головой в работе. В окружении появились новые люди, без гендерных или каких-либо других стереотипов. Сейчас регулярно высылаю деньги родителям. Брат поступил в университет в Ташкенте, переехал ко мне. Оплачиваю его учебу полностью сама, потому что понимаю: без образования никуда, а особенно мужчине.

Феминистка? Еще не определилась

Скажу честно: я не против традиций. Я сама религиозна, тоже хочу выйти замуж, стать мамой. Но у всех должен быть выбор. Нельзя никого ни к чему принуждать и заставлять выбирать «единственно верный» путь. Женщина может быть независимой, умной, образованной. Семья – это не про мужчину и его «рабыню», это про союз равных людей.

Беседовала Полина Ишанова

56 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Comments


Комментарий преподавателя

bottom of page