top of page
Поиск
Фото автораНаталья Данковцева

«Гонка через полгода, а у меня вместо огромной трибуны один фундамент»

Обновлено: 20 дек. 2020 г.


Десять лет назад фанаты летних видов спорта с нетерпением ждали начала Олимпиады Сочи-2014, пока строившие олимпийские объекты специалисты в панике хватались за головы. О подводных камнях проекта рассказала Галина Чумакова.

Галина Чумакова — бывший заместитель руководителя департамента строительства Краснодарского края.
Галина Чумакова — бывший заместитель руководителя департамента строительства Краснодарского края.

— С чего начиналась Олимпийская стройка?

— Чтобы выиграть право на проведение Олимпиады, нужны были проекты основных объектов, которые бы убедили Международный Олимпийский Комитет в том, что Россия обеспечит все условия. Когда мы закончили с этим, приехали представители МОК. Председатель комиссии сказал: «Я не видел такой чудесной страны, где одновременно в горах идет снег, а на берегу моря — солнце. Место очень подходит, но мы не уверены, что вы успеете всё построить». Мне тоже сначала казалось, что построить всё это невозможно. Я плакала, когда Россию объявили принимающей страной! Но после составления плана работ я поняла, что мы справимся: объёмы разбили по неделям, для каждого этапа выделялась группа специализированных рабочих, в том числе и иностранных; газовые сети взял на себя Газпром, а дороги Росавтодор.

— Как вы договаривались с людьми, жившими на территории будущего Олимпийского парка?

— Мы выселили 117 домов, попадавших в зону строительства. Это был тяжелый вопрос: люди жили здесь годами и уходить не хотели. Им предложили компенсацию по 30 миллионов, за которую для них строили новые дома. Во-вторых, кладбище староверов — его пытались перенести. Предложили место, но община стала грудью и запретила это делать. И мы оставили его — оно так и стоит в центре Олимпийского парка. Высадили вокруг хвойные деревья, чтобы было не заметно. Но самой большой проблемой стала земля: она была на полтора метра ниже уровня моря, из-за чего местность оказалась заболочена. Мы решили поднять её уровень за счет щебня. Местный не подошёл, потому что сочинские горы молодые, и в воде он растворяется. Правильный добывали в сотне километров от нас, но выбирать не приходилось. Везли вагонами, от вокзала доставляли грузовиками, а дороги на тогда были узкие, забитые машинами. Непрерывный поток строительной техники сделал дорожную ситуацию невыносимой — утром и вечером движение стояло. Я добиралась до дома часа по три, хоть и жила рядом с Олимпийским парком.

Изначально кладбище старообрядцев хотели огородить высоким барельефом, но это было слишком долго и затратно. Тем не менее, благодаря деревьям оно почти не просматривается.
Изначально кладбище старообрядцев хотели огородить высоким барельефом, но это было слишком долго и затратно. Тем не менее, благодаря деревьям оно почти не просматривается.

— Как вы справлялись с такой большой нагрузкой?

— На этой работе не было понятий «я не могу», «я хочу», «я устала». Когда приходишь в два часа ночи домой, остается только лечь, уснуть и хоть немного выспаться, потому что утром в 8 приедет машина, и ты должна сесть в неё и ехать на работу. И так каждый божий день. Я и в отпуске не была 14 лет! После особенно тяжелых недель возникало желание уйти. Пару раз я пыталась уволиться, но руководство отговаривало: «Галина Алексеевна, нужно ещё хотя бы сто объектов запустить, давайте ещё немножко». Каждый раз я соглашалась на это «немножко», но в итоге оно растянулось на много-много лет.

— Что вы чувствовали после открытия Олимпиады?

— За год до открытия меня попросили заняться Формулой-1. Когда началась Олимпиада, стройку остановили. Гонка через полгода, а у меня вместо огромной трибуны один фундамент! Естественно, нервы сдали. Я села и сказала: «Фух, никуда не выйду из кабинета. Хоть отдохну». Но по техническим причинам меня вызвали в парк. Я вошла туда и обалдела: блестящие олимпийские дворцы, улыбчивые волонтеры, музыка, артисты. Так красиво! Конечно, сдаваться после этого было несерьезно: столько всего было уже сделано. Отдохнула, пока шли соревнования, а потом с новыми силами взялась за работу.

29 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Comments


Комментарий преподавателя

bottom of page