top of page
Поиск
Фото автораАрина Цыплакова

«Было страшно, это же война» – историк-востоковед Александр Сухопаров о своей работе в Афганистане



– Как так получилось, что вы стали работать в Афганистане?

– После окончания школы я поступил в МГУ в институт восточных языков на отделение «История Афганистана», где изучал языки пушту и дари. По окончании учёбы в МГУ я поехал переводчиком в Кабульский политехнический университет, который был построен при содействии СССР, почти три года проработал там и в совершенстве освоил язык. После возвращения из Афганистана в 1971 году я начал работать в агентстве печати «Новости» в редакции Среднего Востока. Я специализировался на прессе Афганистана. Во время работы меня часто направляли в командировки по Союзу, в Афганистан, в Иран. В 1979 году в Афганистане произошла революция, и к власти пришла народно-демократическая партия Афганистана (НДПА). Советский Союз первым признал новое руководство страны, установил с ним очень тесные отношения и направлял туда своих советников. В 1979 году я согласился войти в группу советников при ЦК НДПА и в августе поехал в Афганистан, а в декабре в страну были введены советские войска. Мне предложили работать по своей специальности от агентства печати «Новости». В марте 80-го я вернулся в Москву, а летом меня направили в Афганистан заместителем заведующего бюро агентства печати «Новости». Там я проработал до 1985 года, курировал корреспондентскую работу. Сам я был корреспондентом не был, но писал много. За время работы там я подготовил более 200 материалов, которые были опубликованы.

Александр Сухопаров, фото из личного архива

– Как у вас, русского человека, складывались взаимоотношения с афганцами в условиях войны?

– В ходе корреспондентской работы мне приходилось ездить по всему Афганистану и встречаться с разными людьми, прежде всего, с афганцами, ну и, конечно, с русскими и с военными, и гражданскими. С афганцами мы ладили очень хорошо, даже с представителями оппозиции. Я ведь говорил с ними на их языке, знаю их историю, литературу и культуру, наверное, лучше, чем многие из них. Некоторые афганцы, которых я встречал, были моими учениками во времена работы в политехническом университете, с ними мы общались прекрасно. Но не всегда всё проходило так спокойно. Я любил ужинать в местной шашлычной, и там сплошь были афганцы. Один раз ко мне подошли и сказали: «Мы вас знаем, но здесь сейчас есть чужие люди, за которых мы ручаться не можем. Лучше вам сегодня не быть здесь». Конечно же, после этого предупреждения я ушёл, зачем на рожон лезть. Но в целом, я спокойно мог ходить куда-то один. Афганцы ко мне относились с симпатией, они люди гостеприимные, отзывчивые, поэтому если ты к ним хорошо относишься, то и они к тебе так же.

Александр Сухопаров на презентации книги "Афган - моя судьба", в создании которой он принимал участие
Александр Сухопаров на презентации книги "Афган - моя судьба", в создании которой он принимал участие

– Расскажите, пожалуйста, о своей журналистской деятельности в Афганистане. Чем вы тогда занимались, о чем писали?

– По существующей тогда практике, мы не имели права писать о военных действиях, поэтому выпускали материалы только о нейтральных мирных событиях. Например, я вместе с фотокорреспондентами из Москвы занимался показом темы содружества армий (афганской и советской). Мы ездили в различные города, например, в Гардез, в Хост, где находились наши и афганские войска, и показывали, как они играют вместе в футбол, вскапывают поля, сажают овощи и фрукты, в общем, занимаются мирным трудом. Лишь один раз я написал военный репортаж для «Красной Звезды» (это военная газета). Там я рассказывал о рейде нашего отряда спецназа на север Афганистана. Тогда участились нападения на наши автокараваны, которые шли от Советского Союза через перевал Саланг в Кабул. Чтобы обезопасить эту дорогу, туда и был направлен рейд, о котором я написал. Однако по просьбе редакции я заменил все советские имена на афганские, но для военного времени это нормальная практика.

– Когда вы находились в гуще военных действий, вам было страшно за свою жизнь?

– Конечно, было страшно, это же война. Тем более, рядом были товарищи, которые погибли. Я не просто боялся, а старался быть осторожным. Нужно думать и понимать, куда можно пойти, а куда не стоит.

– Вы пробыли в Афганистане около 6 лет. У вас никогда не было желания вернуться на родину?

– Тоска по родине возникает независимо от военных действий. Конечно, хотелось домой, к своим близким. Но так бывает: когда находишься в командировке, тянет домой, на родину, а когда наконец возвращаешься – снова хочется куда-то ехать. Когда я работал в агентстве печати «Новости» в Кабуле, я был там с семьёй (жена и двое дочерей). Младшая дочь Афганистан не помнит, а вот старшая помнит хорошо, ей тогда было лет 5-6. Она даже помнит многих моих товарищей и коллег поимённо.


7 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

コメント


Комментарий преподавателя

bottom of page