«Все чаще от нас хотят рецепта»
- Батсион Исакова
- 26 нояб. 2019 г.
- 2 мин. чтения
Обновлено: 21 дек. 2019 г.
Владимир Сперантов о специфике подготовки к Всероссийской олимпиаде школьников

Всероссийская олимпиада школьников – настоящий тренд среди абитуриентов. О трудностях работы с одаренными школьниками рассказал Владимир Владимирович Сперантов – член жюри на региональном этапе и главный тренер команды Москвы по литературе с 2011 года.
– В чем радикальные отличия работы олимпиадного тренера от работы школьного учителя?
– Самое радикальное отличие – быстрая смена людей. Это минус. Учитель в школе ведет класс с пятого по одиннадцатый, а здесь, хоть и больший охват людей, но и сменяемость выше. Другое отличие – гораздо меньшая связанность программой. И это плюс. В этом есть и сложность: сам тренер должен постоянно расти – подбирать новые тексты и быть в курсе современной литературы. Иначе качественной подготовки не получится.

– Как отличить достойную работу от проходной или неудачной?
– Это трудно сделать, особенно если речь идет о работах, в которых выполнены все необходимые требования. Поэтому мы иногда собираемся всем жюри и перечитываем работы, чтобы понять, какие качества, отраженные в работе, школьник может применить дальше. Нам важно спрогнозировать, хорошо ли человек напишет работу всероссийского уровня.
– Что бы вы поменяли в системе подготовки, которая существует сейчас?
– Я бы сделал подготовку в принципе меньше. Потому что вокруг подготовки, на мой взгляд, возникает нездоровый ажиотаж в последнее время. Команды по любому предмету растут. Считается, что надо прицельно готовиться к олимпиаде. Но это не самоцель. Я бы поменял отношение. Все чаще от нас хотят рецепта: «Расскажите нам подробно, как надо, мы выучим эту памятку и будем писать прекрасно». Понятно, что это наивное положение. К счастью, никаких таких памяток нет.
– В чем преимущества подготовки к олимпиаде для школьника?
– В возможности узнать больше, чем предусмотрено по программе. В освобождении от жестко заданного формата. Выполнение творческих заданий в рамках подготовки дает умение работать в разных жанрах и, следовательно, умение писать свободно, не оглядываясь на рамки ЕГЭ или итогового сочинения. Разбираться с текстом полезно в любом случае: и для будущих экономистов, и для юристов – не только для филологов.
– Чего не хватает регионам, чтобы сравняться с Москвой по уровню подготовки?
– Мне кажется, им не хватает методичности. Мы стараемся работать весь год. А у регионов, как правило, авральная подготовка перед заключительным этапом. У нас школьник видит и школьных, и вузовских преподавателей с разными интерпретациями текста. А в регионах это иногда всего один вузовский преподаватель.

– В 2013 году численность команды Москвы на заключительном этапе составила 14 человек. В 2019 году эта цифра увеличилась до 95. Количество участников будет расти дальше, или оно уменьшится?
– Едва ли оно будет расти – команда Москвы по всем предметам достигла своего максимума. Но и резко сужаться оно будет только в том случае, если произойдут изменения, связанные с оценкой олимпиад. Например, станет не модно или не престижно участвовать – олимпиады не будут давать доступа в вуз. Тогда конкуренция резко снизится. Или олимпиады не будут влиять на рейтинг московских школ. В этом случае резко упадет информированность и количество участников на всех этапах уменьшится. Таких изменений пока не предвидится. Но в любом случае Всероссийская олимпиада будет существовать еще вполне продолжительное время.
Comments