top of page
Поиск
  • Фото автораЕкатерина Воротынцева

Снаружи и внутри судебного заседания


4 декабря в Кунцевском суде проходило последнее заседание по делу Егора Жукова. Студента политологии Высшей школы экономики судили по 280 статье УК РФ за призывы к экстремизму. Экспертиза выявила их в видео на его YouTube-канале.

Очередь у входа в здание суда образовалась за час до начала заседания. У каждого, кто только подошёл, пристав спрашивает: «Вы на какое дело?» Тех, кто не на Жукова, пропускают вперёд.

В холле перед залом заседания уже расположились пресса и активисты. Многие из них знакомы между собой. Редакторка студенческого журнала DOXA смеется над шутками корреспондента «Дождя», пресс-секретарь и друг Жукова Стас тихо разговаривает с журналистками «Новой газеты» и «Медузы». Приходит проректор ВШЭ Валерия Касамара. Она буднично кивает присутствующим и занимает свободное место на лавочке у стены.

За пятнадцать минут до заседания количество людей в холле заметно увеличилось, некоторые начали образовывать очередь у дверей зала. К этой очереди приближается актёр «Гоголь-центра» Никита Кукушкин: «Ребят, всем доброе утро. Оксимирон пока внизу с теми, кого не пустили. Но ему нужно будет пройти в зал. Сами понимаете, это важно». Люди перед Никитой расходятся, образуя коридор.

В зал заседания проходит судья, затем — адвокаты. Через несколько минут появляется сам Жуков: он, улыбаясь, желает всем доброго утра и заходит в зал. «Близкие родственники», — объявляет один из приставов. Свои места внутри зала занимают родители Егора, его пресс-секретарь и Касамара. «Правда, как семья уже», — слышится комментарий. В зал проходит пресса. В дверном проеме, перекрытым рукой пристава, видно, что осталось несколько свободных мест. «Пустите поддержать!» — вырывается у девушки позади меня. Несколько человек проходят внутрь, в том числе и я.

Начинается заседание. Адвокаты Илья Новиков, Мурад Мусаев и Леонид Соловьев стараются привлечь к делу альтернативные экспертизы видеороликов Егора. Они приглашают двух экспертов, обоих судья Светлана Ухналёва отклоняет. Последнее ходатайство защиты – проведение повторного анализа.

Заседание прерывает система оповещения: всем необходимо покинуть здание суда. Выйдя на улицу, активисты и журналисты перемещаются в фуд-корт торгового центра напротив. Там, поедая чизбургеры, обсуждают судебное разбирательство. «Это полный абсурд» — главный тезис дискуссии. Часа через полтора все возвращаются к зданию суда.

Люди стоят притык к огражденной лентой площадке перед судом. Угощают друг друга горячим чаем, считают подъехавшие автозаки. Ленту сворачивают, окружающие поспешно проталкиваются ко входу в здание.

Сторонники Егора Жукова стояли у здания Кунцевского суда во время заседания
Сторонники Егора Жукова стояли у здания Кунцевского суда во время заседания

Заседание возобновилось. Повторная экспертиза проводиться не будет. Судебное следствие завершается, начинаются прения. Сторона обвинения в своем выступлении говорит о том, что вина Егора Жукова «абсолютно доказана» высказываниями самого студента. Ведь он признал, что ролики создавал самостоятельно, а в этих видео экспертиза выявила призывы к экстремизму. Прокуратура запрашивает меру пресечения в виде 4 лет лишения свободы и запрета на администрирование сайтов. В зале слышится всеобщий глубокий вдох.

Слово переходит к стороне защиты. Адвокат Мусаев, выступая первым, говорит о том, что в действиях и словах Егора нет ни экстремистского умысла, ни желания изменить конституционный строй. Подытоживают монолог аплодисменты присутствующих. Продолжая линию оправдания, адвокат Соловьев утверждает субъективность экспертизы Коршикова и полное пренебрежение правами защиты. Его речь также встречают аплодисментами. Такую же реакцию вызывают и слова третьего адвоката, Ильи Новикова, о ненормальности и лживости всего судебного процесса. Завершаются прения последним словом самого подсудимого — Егора Жукова. Молодой человек говорит о том, что ответственность и гуманистическая любовь должны быть основными ценностями общества, и о том, что он не призывал к насилию. Заканчивает свою речь: «Я постараюсь пройти это испытание. Чем страшнее мое будущее, тем шире улыбка, с которой я смотрю в его сторону».

Самые громкие за время всего заседания аплодисменты раздаются только после нескольких секунд тишины. Суд удаляется для вынесения приговора.

6 просмотров0 комментариев

Комментарий преподавателя

bottom of page