Рэп, мемы и уроки литературы
- Елизавета Стрючкова
- 25 нояб. 2019 г.
- 2 мин. чтения
Обновлено: 18 дек. 2019 г.

Римма Раппопорт, филолог, лектор в образовательном центре «Сириус», блогер и учитель русского языка и литературы о том, как делать новую школу в старой.

— В блоге вы говорили, что современная школа не отличается от старой. Как думаете, почему?
— Лучше не становится, потому что учителя нередко воспроизводят ту систему, в которой воспитывались сами. Общество требует быть идеальным и не совсем живым, от этого и давление на учеников, и застывание, увеличение запретов. Ты приходишь работать, и тебя учат, что нужно быть построже, но почему-то не учат тому, что орать на детей непрофессионально.
— Как тогда учителю быть живым и не прогибаться под давлением?
— Нужно иметь смелость и хорошо помнить, зачем пришёл в школу. Учителю самому приходится искать, что противопоставить давлению. Если он ничего не находит, то может и поддаться. А если находит коллег-единомышленников, правильные статьи и книги по педагогике, хорошего психолога, то ему удастся сохранить себя и свои принципы.
— А как уживаются с почти советской природой электронные дневники и журналы, онлайн-тесты?
— С атрибутами контроля у нас, школьных взрослых, отношения обычно хорошие. Мы отказываемся от двойной работы, и это не вызывает раздражения. Меня больше интересуют технические возможности на уроках. Можно показать видео, у всех есть смартфоны и проблема отсутствия у ученика текста на занятии решается сама собой.
— Насколько велик интерес школьников к классическим текстам?
— Невелик. Им в основном тяжело и неинтересно. Поэтому учителя либо ищут пути, как заинтересовать, либо навязывают. Второй вариант тупиковый, конечно.
— Не пора ли тогда менять программу?
— Пересмотреть программу надо обязательно, сократить количество произведений, проходимых за год. Тогда можно будет буквально читать вместе с детьми, помогать им продираться сквозь классические тексты, чаще делать творческие проекты по книгам. Нужно больше воздуха: больше выбора, свободы, времени. Менее детские тексты переносить в старшие классы, хоть ту же «Муму». Можно добавить современной детской и подростковой литературы, отчасти идти и за детьми. Мои вот ученики сказали, что хотят изучать «Мальчика в полосатой пижаме». Хорошо бы вывести зарубежную классику из тени внеклассного чтения. Она всегда за скобками, а часто зарубежный текст и наш, написанные в одно время, воспринимаются абсолютно по-разному: зарубежный оказывается проще и интереснее.
— Как можно заинтересовать классикой?
— С помощью методических приемов: видео, мемов, проблемных вопросов, творческих заданий, юмора.Учитель должен искать параллели с современной жизнью, детскими, подростковыми интересами и ценностями. Я на уроке брала кусочек «Поэмы о Родине» Хаски, потому что это могло помочь проложить мостик к Лермонтову. Недавно включала в урок «Почитай старших» Нойза. Делать это стоит нечасто, чтобы не надоесть детям. Но уж если брать, то тех, у кого случаются действительно поэтические тексты. Главное, не стоять на позиции, что дети обязаны тянуться к классике, а не мы ее к ним приближать.
— Можно ли внедрять формат «Сириуса» в обычную школу? Как?
— Да, можно: в некоторых школах используется технология погружения, но она требует выхода за пределы школьного пространства. Особенное не может проходить в обыденной атмосфере. Внутри школы можно проводить мастерские новой природы: их модели подходят для проектной деятельности. Ещё стоит перенять сотрудничество с профильными специалистами: подключать к работе с детьми профессиональных писателей.
Беседовала Елизавета Стрючкова
Comments