«Один может вздремнуть. Но только одним глазом»
- Анна Волкова
- 26 нояб. 2019 г.
- 2 мин. чтения
Обновлено: 18 дек. 2019 г.

Пилот гражданской авиации: карьерный рост, форс-мажоры, суеверия и зарплаты. Обо всём этом рассказал командир воздушного судна авиакомпании «Utair» Андрей Ходюк.

– Расскажите о карьерном росте пилота.
– Человек заканчивает гражданское лётное училище, устраивается в авиакомпанию. Она переучивает человека на те самолёты, на которых эта авиакомпания летает. Человек становится вторым пилотом. Со временем мастерство растёт: он сдаёт различные зачёты и становится командиром воздушного судна (далее – КВС). В среднем этот путь занимает пять лет. Но это условно. Некоторые вообще никогда на левую чашку (место КВС – прим.) не садятся. Не получается у человека.
– Какие у пилота возрастные рамки?
– Совершеннолетие и 65 лет.
– Какой самый ответственный момент в полёте?
– Взлёт, посадка – те моменты, когда земля близко.
– А в зоне турбулентности вы управляете самолётом без какой-либо особой техники?
– В основном, да. Есть незначительный процент, когда турбулентность экстремальная: трясет так, что трудно считать показания приборов. Просто надо минут пять перетерпеть. Сам себе говоришь: «Это только пять минут».
– Вы всё время управляете самолётом или иногда работает автопилот?
– Автопилот – автопилотом, но его надо постоянно контролировать.
– То есть в полёте свободного времени у вас нет?
– Есть, почему же. Нас двое в кабине – один может вздремнуть. Но только одним глазом. Если во время полёта один из пилотов вдруг не сможет вести самолёт, второй его заменит на весь полёт. Но в этом случае, а такие случаи считаются экстренными, нужно произвести посадку на ближайшем аэродроме.
– Возможно ли такое, что самолёт случайно сойдет с курса? Что вам за это будет?
– Конечно, возможно. Всё зависит от того, когда ты это заметишь. Для этого и контролируешь автопилот: курс, высоту, скорость. Это надо делать постоянно. Если есть отклонения, автопилот может вернуть параметры полёта в исходное положение. Пошло отклонение, смотришь – устраняет ли его автопилот или нет. Если не устраняет, смотришь, на сколько отклонился курс и можно ли что-то исправить, или надо новые параметры полёта запрашивать.
– Получается, если вы поздно заметите отклонение, вы можете просто изменить маршрут?
– Да. Но это будет замечено диспетчером. Потом поступит жалоба твоему начальству, начнётся разбирательство. Лучше следить.
– Отключать телефоны перед полётом ещё актуально?
– Вообще-то, это служебная тайна. Но по слухам – без разницы, включён телефон или нет.
– В полёте отказал двигатель. Что нужно в этом случае делать пилоту?
– Двигатель – та же керосинка. Керосин горит – двигатель работает. Керосин не горит – тяги нет. Можно поджечь и дальше лететь. Но бывают и пожары. Тогда ты выключаешь горящий двигатель и летишь на другом до ближайшего аэродрома.
– Есть ли у пилотов суеверия?
– Есть, конечно. Перед полетом нельзя фотографироваться – это распространённое. Или ещё пример: встал ты утром на работу, все процедуры – ногти подстричь, побриться, – надо сделать до завтрака.
– Есть ли разница во встрече пилотов в России и за рубежом?
– Её не может не быть: разные страны – разная система, разный подход к авиации. За границей комфортнее прилетать и улетать в плане профессионализма. Там быстрее работают диспетчеры, у нас немного медленнее.
– Сколько в России в среднем зарабатывает КВС и второй пилот?
– В «Аэрофлоте» командиры получают 400-600 тысяч рублей в месяц. В остальных авиакомпаниях – чуть меньше. Второй пилот зарабатывает около 300-350 тысяч. Но это потолки.
Анна Волкова
Comments