Не просто подземка
- Алина Мирзоян
- 26 нояб. 2019 г.
- 2 мин. чтения
Обновлено: 26 мая 2020 г.

Ведущий инженер по безопасности Московского метрополитена Дмитрий Климов о сложном устройстве подземки, её безопасности, и о том, почему метро – не просто средство передвижения.
– Как обеспечена безопасность на входе в метро?
– Сразу у стеклянных дверей входа есть большие железные ворота. Поскольку метрополитен является еще и военным предприятием, многие его конструкции можно быстро переоборудовать в подземные убежища. Они защитят от наземных катаклизмов, герметизируют помещение и спасут людей от авиаударов и прочих нападений. Открытие этих ворот возможно лишь изнутри и только с ведома ответственного представителя, назначенного на случай ЧС.
После вестибюля пассажир проходит через рамки металлоискателя. Рамки передают сигнал на пульты Службы безопасности, если вес какого-либо предмета превышает допустимое количество металлов. За исходный вес принят вес пистолета Макарова (ПМ-9 мм) без снаряженного магазина (550 граммов). Если дежурный службы безопасности получает такой сигнал, то пассажира просят пройти в специальную зону досмотра.

– В сети много раз мелькала информация о том, что в метро есть система контроля лиц, это так?
– Это правда. На входах и в помещениях метро начали использовать систему интеллектуального видеонаблюдения (ИСВН), позволяющую в кратчайшие сроки сверять лица людей с базами данных внутренних органов безопасности города и страны. Огромные серверы анализа лиц интегрированы в Единый диспетчерский центр Московского метрополитена, построенный на месте бывшего кинотеатра «Ереван». Ни очки, ни кепки или наклеенные бороды с усами не помогут человеку ускользнуть от системы.
– Платформа и вагоны – место большого скопления людей. Какие меры безопасности предприняты там?
На платформе, помимо видеофиксации, предусмотрены ещё и табло экстренного вызова (расположены в центре зала и окрашены в красно-синий цвет) и специальные «бочки» из сплава титана, в которые сотрудники метрополитена обязаны в кратчайший срок укрыть опасные и взрывчатые вещества. Данная ёмкость выдерживает взрыв мощностью до 3 кг в тротиловом эквиваленте. В поездах также ведется видеонаблюдение и создаётся видеоархив. Также для обеспечения антитеррористической безопасности, на платформах отсутствуют мусорные урны.

– Что будет, если во время движения по тоннелю в поезде произойдет возгорание?
– Под полом и в стенах поездов установлены системы тушения. В случае коротких замыканий или других внештатных ситуаций, сигнал о неисправности моментально передаётся машинисту поезда, а от него – диспетчеру по движению поездов. Для предотвращения возгораний на путях, каждые 50 метров в тоннелях предусмотрены точки подключения к системе водяного пожаротушения через комплект тушения (КТТ), хранящийся в кабине машиниста. Машинист до прибытия пожарных служб обязан предпринять все меры для устранения первичного возгорания и обеспечить безопасную эвакуацию пассажиров из тоннеля.
– Почему сотрудникам метро нельзя разглашать информацию, а пассажирам – уезжать в депо?
– При устройстве на работу в метрополитен с каждого сотрудника требуется бумага о неразглашении информации, связанной с работой объектов и устройств. Это также необходимо для обеспечения функционирования метро в военное время.
Депо – это такое же военизированное предприятие, где специально обученный персонал проводит техническое обслуживание поезда и проверку работы его систем для дальнейшего выпуска на линию. Поэтому простым людям проход туда закрыт.
Comments