top of page

«Не нужно быть врачом, чтобы понимать, что и нос, и уши, и горло находятся в голове»

  • Фото автора: Анастасия Кёся
    Анастасия Кёся
  • 24 нояб. 2019 г.
  • 2 мин. чтения

Обновлено: 17 дек. 2019 г.

О ЛОР заболеваниях и о том, как они изменились за последние двадцать лет, узнали у Александра Иваненко, врача-оториноларинголога, кандидата медицинских наук


— Какие ЛОР заболевания распространены сейчас? Существуют ли возрастные болезни, которыми болеют только дети или только взрослые?

— ЛОР это самая распространенная группа заболеваний. Потому что любое ОРЗ (острое респираторное заболевание) начинается с полости носа, горла и у детей часто заканчивается заболеванием ушей. Это все очень частая история. ЛОР заболевания встречаются у детей чаще, чем у взрослых. По качественному составу они тоже различаются. У детей в основном заболевания связаны с осложнением сопливого процесса, что с нашими детьми бывает 4-6 раз в год. А взрослые люди, поскольку у них более крепкий иммунитет, простудами болеют реже.

— Какие бывают осложнения в ЛОР-сфере и как они лечатся?

— Осложнения можно разделить на две группы. Это осложнения самого заболевания и рукотворные осложнения, связанные с лечением. Мы работаем как раз с первыми. Потому что большинство насморков, ангин, фарингитов можно вылечить спокойно в домашних условиях, или пару раз зайдя в поликлинику. Больницы нужны, чтобы уже справляться с осложнениями, когда что-то пошло не так. Соответственно, осложнения ЛОР заболеваний очень серьезны, и не нужно быть врачом, чтобы понимать, что и нос, и уши, и горло находятся в голове. Может произойти инфицирование мозга, мозговых оболочек и всего того, что у нас есть в черепной коробке. Поэтому они считаются достаточно грозными и требуют более серьезного лечения.

— Если болезнь тяжело поддается лечению, каков процент летальности среди детей с осложнениями в вашей сфере?

— Он близок к нулю. По счастью, от наших заболеваний умирают крайне редко. В основном это как раз связано с онкологией. Всё остальное успешно лечится. Если мы говорим о серьезных угрожающих жизни осложнениях, например, гнойные менингиты, абсцессы мозга, причем там гнойник в голове, грубо говоря размером с яблоко, то нейрохирурги прекрасно справляются и в таких ситуациях. В основном это все излечимо. То есть вопрос лишь в том, насколько удается сохранить функцию пораженного органа. Жизни мало что угрожает.

— Как изменились болезни за последние двадцать лет? Мутировали ли они, адаптировались к лекарствам, или ничего не изменилось?

— Эти изменения связаны больше с проблемой резистентности микробов, их способностью привыкать к антибиотикам. Пенициллин был найден сразу после войны, и все было чудесно. Но сейчас чувствительность к нему настолько низкая, что современные микробы могут жить в растворе пенициллина и хорошо себя чувствовать. Проблема резистентности как раз и двигает к синтезированию более сложных антибиотиков. Это гонка между человеком и микробом. Естественно, это сказывается на клинической симптоматике заболевания. Вирусы тоже мутируют. Они маскируются, как-то пытаются ужиться в человеческом организме. Но ЛОР болячки не стали другими, тут всё достаточно классически.

Commentaires


Комментарий преподавателя

© 2019 В.Гурьянов, С.Корзун, М.Королёва

bottom of page