top of page

«Лучше пресечь травлю на корню»

  • Фото автора: Анна Опыхтина
    Анна Опыхтина
  • 26 нояб. 2019 г.
  • 2 мин. чтения

Обновлено: 18 дек. 2019 г.


Каждый третий ребенок в России сталкивался с буллингом
Каждый третий ребенок в России сталкивался с буллингом

По словам уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка, Анны Кузнецовой, каждый третий российский несовершеннолетний сталкивался с организованной травлей — буллингом. Можно ли урегулировать эту агрессию законодательным путем? Как эффективно ей противодействовать? На эти вопросы ответила Анна Копылова, юрист и координатор волонтеров, участник проекта Травли.NET, реализуемого АНО «БО «Журавлик».

Юрист Анна Копылова / Zhuravlik.org
Юрист Анна Копылова / Zhuravlik.org

Насколько эффективно можно бороться с буллингом, используя меры государственного принуждения?

— Имеющиеся статьи КоАП РФ (например, 5.61 «Оскорбление» и 7.27 «Мелкое хищение») и УК РФ (117 «Истязание», 128.1 «Клевета» и другие) работают с последствиями травли, которая уже вылилась в серьезный конфликт. По статистике, буллинг начинается с незначительных оскорблений без использования нецензурной лексики. Психологическое насилие поддерживается всем коллективом, поэтому найти и наказать обидчика сложно. Бороться с травлей с помощью государственных правовых механизмов на начальных ее этапах неэффективно, так как сложно зафиксировать факт такой агрессии.

Как бороться с буллингом, который находится в зачаточном состоянии?

— По опыту зарубежных стран достаточно результативно подписание школой антибуллинговой хартии. Это соглашение всех представителей школьного коллектива по поводу того, что они считают агрессией и как планируют ее предотвращать.

Лучше пресечь травлю на корню, чем придумывать санкции.

Можно привлекать сторонних экспертов (медиаторов) или создавать комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, что предусмотрено Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Этим практикам еще только предстоит получить распространение в России.

Что делать родителю, если такие способы нейтрализовать травлю в адрес ребенка не приносят результатов?

— Не дожидаясь, пока классный руководитель отреагирует на ситуацию, нужно пойти к директору, предварительно написав заявление и предоставив доказательства причинения морального или физического вреда, если они есть (фото, медицинские справки). Если администрация пассивна, стоит обратиться в вышестоящие инстанции: правоохранительные органы, в департамент образования своего города или Рособрнадзор. Обычно после подобного обращения в школе проводится проверка, соответствует ли организация образовательного процесса законодательным нормам.

Эффективнее организовать для всех участников конфликта беседы с психологом, чем применять к агрессору меры наказания
Эффективнее организовать для всех участников конфликта беседы с психологом, чем применять к агрессору меры наказания

Какие меры могут быть применены к школьнику-агрессору?

— Если он повредит имущество или причинит вред здоровью, то он может понести наказание по статьям КоАП или УК РФ. Компенсировать ущерб будут родители. Агрессора могут поставить на учет в комиссии по делам несовершеннолетних или исключить из школы, если он мешает образовательному процессу других. Под исключением подразумевается перевод либо в другую образовательную организацию, либо на другую форму обучения (домашнее, например). На моей практике, однако, не было случаев, когда экс-агрессор в новой школе выстраивал здоровые отношения. Эффективнее организовать для всех участников конфликта беседы с психологом.

Как искоренить буллинг, который исходит от учителей?

— Преподавателям в основном мешают стереотипы а-ля «все мальчики дерутся». Искоренить это можно только с помощью образовательных проектов. Лекции по превенции буллинга должны быть включены в курсы повышения квалификации учителей. Среди преподавателей есть спрос на соответствующие тренинги, но у некоммерческих организаций, которые этим занимаются, нет ресурсов, для того чтобы удовлетворить его в масштабах всей страны.

Komentar


Комментарий преподавателя

© 2019 В.Гурьянов, С.Корзун, М.Королёва

bottom of page