top of page

Художник торгует пустотой. Главное, правильно её подать

  • Фото автора: Алина Шкутова
    Алина Шкутова
  • 19 дек. 2019 г.
  • 3 мин. чтения

Обновлено: 25 мая 2020 г.


Художник торгует пустотой. Главное, правильно её подать
Художник-примитивист Никита Поздняков о работе на кладбище, буддизме и о том, почему Омск стоит покинуть.

— Ты несколько лет работал на кладбище. Как тема смерти повлияла на твоё творчество?

Работа на кладбище

— Я работал дворником, официантом, мойщиком посуды, грузчиком, продавцом, кладовщиком, экспедитором, управляющим магазином, но моя любимая должность — продавец памятников. На тему смерти я рисовал чаще до того, как устроился на кладбище. Работа помогала придумывать новые концепции для выставок. Как-то взял конфет с поминок и принёс в галерею. Потом смонтировал фильм, как я конфеты на кладбище собираю и как люди их едят. В другой раз притащили в галерею старый памятник и разрисовали его, вокруг расставили угощения. Такая вот была афиша. Это не издевательство, не насмешка, просто кладбище перестало быть для меня сакральным местом. Я понял, что ничего не вечно. Однажды ночью рисовал картину и представил, что на ней мои похороны. Почувствовал запах своего мёртвого тела, увидел, как мать над гробом склонилась. Так испугался, что спрятал картину в шкаф. Жутко смотреть на неё до сих пор.

— Каких принципов придерживаешься, когда пишешь?

— Писать о том, что волнует: религия, Россия, сцены из детства. Не бояться упрощать, ведь жанр у меня один — как получилось. Использовать каждый раз новые материалы: сиденье от стула, осколки зеркала — любой интересный мусор, что под руку попадётся.

— В Барнауле 15 картинных галерей, а в Омске, городе в два раза больше, всего одна — твоя. Почему?

— Главная проблема в том, что искусство почти не финансируется. Нужно постоянно менять экспозиции, привозить художников из других городов, иначе зрителя не привлечь. У омичей интереса не было, ведь кроме нафталинового Союза художников они ничего не знали. Найти помещение и арт-группу, которой, как и мне, не хватало пространства для творчества, было легко. Открыли первую галерею «Маячок». Теперь там выставки омских (и не только) художников каждую неделю. Но лучшее выставочное пространство — это улица, а лучшие зрители — прохожие. Ни в одну галерею не придёт столько людей, сколько на Невский, поэтому продаю иногда там свои картины.

— Почему Омск надо покидать?

— Омск — самый солнечный город России. За это я его люблю как родину. Все мои покупатели с интересом и деньгами находятся в Москве и Петербурге. Мем "не пытайся покинуть Омск" уже превратился в бренд города. Смешно и грустно. Здесь чувствуешь себя изолированным. Жизнь, кажется, где-то есть, но далеко, в столицах. Такая атмосфера угнетает и приводит к депрессиям. В Петербурге, даже если не следишь за жизнью, то оторванности от неё все равно не ощущается.

Сэр, 2019 г.

— С чем связаны религиозные мотивы в твоих картинах?

— В буддизме я 10 лет. Моя любимая картина — «Колесо сансары». Она отражает буддистскую концепцию существования шести нижних и верхних миров. Недавно нарисовал российскую версию, где все шесть уровней — низшие. Мир голодных духов — рабочие на заводе, мир животных — это религия, адские миры — тюрьма, мир людей — алкоголизм, мир полубогов —коммунизм, мир богов — кладбище. Когда я стал задумываться о смысле жизни, православие не дало ответов. Пришёл в центр буддизма и начал медитировать. Каждый день на протяжении 10 лет я делаю медитацию нёндро. Она относится к основополагающим практикам, общим для всех четырёх школ тибетского буддизма. Буддийская йога помогла мне решить проблемы с алкоголем. Пару лет назад, сделав 110 тысяч простираний, я навсегда от него отказался.

Колония №6, «Шестёрка»

Как твоя работа «Шестёрка» стала лучшей на конкурсе Best of Russia?


Чистая случайность. Проходил мимо тюрьмы зимой. С фотоаппаратом, как обычно. Зашёл на виадук, сделал пару снимков колонии. Выбежал охранник, показал на знак «Режимный объект. Фото и видеосъемка запрещена». Отправил работу на конкурс, и она оказалась в финале.

Comments


Комментарий преподавателя

© 2019 В.Гурьянов, С.Корзун, М.Королёва

bottom of page