top of page
Поиск
Фото автораАнастасия Переславцева

«Здесь жить и лежать больше сил забирает, нежели умереть и все»

Обновлено: 21 мая 2021 г.

Бледно-зеленое здание, высокий забор и небольшой парк. К удивлению, вид психиатрической клиники доктора Исаева не вызывает страха. Чувствуется лишь легкое волнение. Прохожу вниз по аллее и попадаю к светлому, современному зданию. Меня встречает приветливый персонал и проводит в кабинет. «Зачем вам все это нужно?», – недоумевает администратор.

Клиника доктора Исаева
Клиника доктора Исаева

Прохожу в отделение, где находятся пациенты. Идя по коридору, замечаю украшенную елку, чистые белые палаты и лежащих больных. Они не обращают на меня внимания. Лишь один молодой парень выходит в коридор, чтобы посмотреть, кто зашел в гости. Здороваюсь с ним, но в ответ – лишь безжизненный взгляд. Проходящая мимо санитарка объясняет, что у таких людей уже нет искры внутри: они пусты.

В уютную гостиную с большим ярко-оранжевым диваном заходит мой первый собеседник – бывший наркоман. Пришлось сказать, что я начинающий психолог, чтобы пациент согласился со мной поговорить. «Главное, чтобы не журналист», - подмечает он.

Праздничная елка, стоящая в коридоре
Праздничная елка, стоящая в коридоре

Оказалось, что пациент попал сюда после интоксикации организма. Первый раз попробовал наркотики в 24 года. На вопрос о причинах зависимости лишь отвечает: «Причины – это обман собственного ума». Употреблял только сильные вещества. Слабые наркотики для него – просто конфеты. В 30 лет попал в реабилитационный центр и тогда, по его словам, настал сущий ад: страшные ломки, месяц без сна, бесконечные мысли в голове. После лечения пациент более 20 лет не употреблял, а потом снова вернулся к наркотикам. Говорит, что не винит себя. Не понимает только, что заставило это сделать. В больнице пациенту скучно. По его словам, «здесь жить и лежать больше сил забирает, нежели умереть и все». Долго рассказывает о психологии, ведь сам работал клиническим психологом, когда был в завязке. Даже открыл собственный реабилитационный центр. Поэтому во время разговора часто указывает на больных и предлагает угадать их диагнозы. Врачи хотят, чтобы он записался на 29-дневный курс анонимных наркоманов, но мой собеседник лишь ухмыляется и говорит: «Сколько можно туда ходить? Что я там не видел?»

Главный врач больницы Марк Овсянников
Главный врач больницы Марк Овсянников

Пациента уводят, и я оказываюсь напротив следующей больной. Глаза ее слипаются, она еле-еле сидит на месте. «Штормит», – заключает врач. Видно, что молодая девушка под сильнодействующими препаратами, поэтому необходимо подождать. Она собирается с мыслями и говорит, что не знает, почему здесь находится. По ее словам, у нее нет какого-либо заболевания: только головные боли и головокружения. Девушка путается в речи, тон ее голоса постоянно меняется. Такое ощущение, что она пытается экспрессивно высказать какую-то мысль, но у нее не выходит. Пациентка вскользь упоминает галлюцинации. Рассказывает о страхе после развода и смерти сына, бессонных ночах и страшных снах. На вопрос о том, что она испытывает во время галлюцинаций, отвечает: «Вот иногда животных вижу. Они каждый раз передо мной стоят. Особенно когда туда по коридору иду». Через пару минут все отрицает и спрашивает: «Вы же поговорите с доктором, чтобы меня выписали через три дня? Поговорите? Обещаете?» Перед уходом я решила рассказать о погоде и новостях. Пациентка широко улыбнулась впервые за всю беседу.

Врач заводит меня в свой кабинет и с легкой ухмылкой просит рассказать, что я отметила. Мои наблюдения оказываются верны: наркомания и шизофрения. Трудно было ошибиться. Врач рассказывает, что у большинства психически больных практически полностью отсутствует критическое мышление к факту болезни. Они не считают себя больными, и в этом заключается главная сложность психиатрии.

При выходе из отделения снова вижу молодого человека со стеклянными глазами. Только теперь он уже прощается со мной.




33 просмотра0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Comments


Комментарий преподавателя

bottom of page