top of page
Поиск
Фото автораЕлизавета Илларионова

«Спаси и накорми»: пастная пятница в ХраЛММе

Обновлено: 21 дек. 2020 г.


Репортаж из ХраЛММа

Материал не содержит оскорбления чувств верующих, РАминь!

О нижегородской пастафарианской церкви местные долгое время распространяли байки. «Прихожане» надевают дуршлаги, чтобы полакомиться блюдом религии — макаронами с тефтелями. «Вот ведь бред — собираться из-за выдуманного макаронного чудища», — думала я до момента, пока не попала туда на «пастную пятницу» (ту, в которую едят пасту — прим. ред.).

18 декабря, как и бывает каждую пятницу, пастафарианцы собрались в Храме Летающего Макаронного Монстра (сокращённо — ХраЛММе), чтобы вместе с коммуной проводить трудовую неделю.

Неброское здание в культурном центре Нижнего трудно назвать храмом: это просто, без каких-либо куполов и колокола, кирпичная постройка с изображением Святого Монстра и надписью «То Самое Место» на входе. В первые же секунды внутри слышатся отдалённые звуки незнакомых голосов и чей-то смех над не долетевшей до коридора шуткой, а в воздухе стоит душноватый запах от варки.

В оранжевом дуршлаге с чёрной ручкой — вискарий Михаил Иосилевич
В оранжевом дуршлаге с чёрной ручкой — вискарий Михаил Иосилевич

В гостевом зале общественное внимание приковано к, как я потом узнаю, Михаилу Иосилевичу, «вискарию» церкви. «Ребят, неутешительно. С октября висит петиция [на сайте] — ничего не меняется. Не быть ХраЛММу при МГУ. Остаёмся первыми», — произносит он не без доли иронии, выделяясь из толпы оранжевым дуршлагом на голове. Руководителя храма можно однозначно назвать любимцем публики: зал сразу оживляется после его выхода. Пришедшие подхватывают манеру речи своего наставника, обсуждение переходит на злободневные темы: политику, РПЦ и то, «куда текут деньги в стране», — впрочем, обыкновенная светская беседа.

Каждый уголок квадратной комнаты подсвечен яркими плафонами, и видно, что в интерьере нарочито подчёркивается пастафарианская аутентичность: «фотожабы» с Макаронным Монстром, держащим Библию, смотрят со стен, а в центре зала, сзади импровизированной сцены, — граффити с переиначенным «Сотворением Адама». Не все, но большинство соблюдают местный канон и сидят с дуршлагами в качестве головных уборов (пластиковые зелёные востребованы особенно). Посетители полухрама-полукафе кучно сидят за столиками и увлечённо беседуют, наслаждаясь традиционной пастой с пармезаном и тефтелями в подливе.

Понимаю, насколько же, увы, «не вписываюсь» в эту самобытность. Хотя здесь рады любым прихожанам — на стойке всех одинаково дружелюбно обслуживает бармен, — очевидно, что за время существования церкви между завсегдатаями сформировалась особая духовная (пастафарианская?) связь: общаются, как самые близкие друг другу люди, о своих детях, работе, насущных делах. «Не понимаю сам уже, как их решать: приду уставший, отдохнуть бы, а в итоге сидим с ним [сыном], одинаково ломаем голову над этими задачами», — подслушиваю разговор сидящих справа за стойкой мужчин, один из которых аппетитно наматывает спагетти на вилку.

В главном зале храма стоит отдельный шкаф для дуршлагов
В главном зале храма стоит отдельный шкаф для дуршлагов

«Посетителей много даже в ковидных условиях, да, — отвечает на мой вопросительный взгляд «служитель пивного вулкана» (он же бармен) Алексей. — Часто приходят те, кто уже давно находится под покровительством Лапше-Бога. Многих давно знаю. Но есть и зеваки (с усмешкой смотрит на меня), которым чисто интересно, что тут творится».

Вискарий Михаил ни на минуту не оставляет прихожан: то бегает по залу и узнаёт новости от нижегородских пастафарианцев, то играет с кем-то в шахматы, сидя за столом с кружкой пива. На фоне, не заглушая разговоров, играют песни «Короля и Шута», «Би-2», «Ленинграда» и Бориса Гребенщикова, которые, сочетаясь с расслабленно-весёлым настроением большинства, придают уникальности этому необычному месту. Думаю: первый визит в ХраЛММ не станет последним, и обязательно захочется заглянуть ещё как минимум на одну «пастную пятницу».

68 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Kommentare


Комментарий преподавателя

bottom of page