top of page
Поиск
Фото автораМария Алексеева

«Плавучие тюрьмы». Как полмиллиона моряков застряли в море

Обновлено: 24 дек. 2020 г.


«Плавучие тюрьмы»

Почти полмиллиона моряков с начала пандемии заперты на борту и не могут сойти на берег. Многие уже год не видели родных не лечили зубы, не гуляли в лесу. А еще сотни тысяч сменщиков сидят на берегу без денег и хотят уйти в рейс - но не могут.

Пандемия коронавируса вызвала крупнейший гуманитарный кризис в современной истории мирового торгового флота, и если и дальше ничего не делать, он обернется экологической и экономической катастрофой, предупреждают моряки, власти и международные организации. Пока же он выпал нечаянным выигрышем для российских и украинских моряков. Но об этом ниже.

Торговый флот - кровеносная система мировой торговли. Морем перевозится более 80% всех товаров в мире: от нефти и бокситов до хирургических масок, автомобилей и бананов. Армия моряков в 1,6 млн человек сравнима с населением Эстонии или Латвии. Почти 60 тысяч судов ходят под флагами 150 государств и ежегодно приносят полтриллиона долларов мировой экономике.

Более 80% всей мировой торговли товарами приходится на морские перевозки

Профсоюзы впервые заговорили о проблеме смены экипажей весной, когда застрявших было 200 тысяч. Никто не обратил внимания. К июню профсоюзы потеряли терпение и призвали моряков бастовать и сходить на берег.

Но бунта на пароходе не случилось: большинство согласилось потерпеть немного и продлить контракты, чтобы не думать о «черных списках» крюинговых компаний и не списываться со скандалом и за свои в ситуации, когда авиасообщение превратилось из повседневности в случайность. За это время ничего не изменилось. К октябрю пленников оказалось уже не 200 тысяч, а под полмиллиона.

«Прошло полгода - и конца края этому кризису не видно. Стыд и позор. Бездействие властей обрекает моряков на рабский труд; многие уже называют свои суда “плавучими тюрьмами”», - сказал глава профсоюза моряков ITF (Международной федерации транспортников) Стивен Коттон.

«Кризис смены экипажей создает неприемлемые риски для судоходства. Если мы не поможем изможденным морякам сойти на берег, мы рискуем столкнуться с ростом числа аварий, разливов топлива и гибели людей».

Простое обращение за медицинской помощью превращается в сложную спасательную операцию

Морские перевозки целиком и полностью полагаются на интернациональную рабочую силу. Испокон века экипажи собирали по всему миру. Паспорт моряка не знал границ, но ковид захлопнул эту дверь.

Напуганные громкими историями про вымирающие от коронавируса круизные лайнеры, власти большинства портовых стран с весны не только не допускают смену экипажей, но и не позволяют морякам даже временно сходить на берег. ITF составил полную карту ограничений.

Там, где смениться пока можно, вновь прибывшим приходится высиживать двухнедельный карантин в портовых гостиницах под строгим надзором: из номера не выходить (дверь на сигнализации) и не курить (одна надежда на вытяжку в ванной). Правда, никто особо не жалуется: зарплата капает, контракт идет.

Гораздо хуже приходится тем, кто в море. «Мы сознательно выбрали профессию моряков торгового флота, и мы привыкли по полгода быть вдали от дома и семьи. Но представьте себе ситуацию, когда работаешь без выходных, по 12 часов в день, заперт на пароходе, родных не видел уже несколько месяцев - да еще и понятия не имеешь, когда тебя сменят. Психологически это очень тяжело и для капитана, и для команды», - описал свой опыт Хеди Марзуги, американский капитан торгового судна, встретивший пандемию у азиатских берегов.





13 просмотров0 комментариев

Comments


Комментарий преподавателя

bottom of page