top of page
Поиск
Фото автораВиктория Синюкова

«Передо мной замаячила светящаяся дверь к небожителям, и я ее открыла»

Преподаватель Пензенского государственного университета, доцент, кандидат филологических наук Анна Тимакова рассказала о том, как полюбила литературу и почему стала преподавателем.

Преподаватель Пензенского государственного университета, доцент, кандидат филологических наук Анна Тимакова
Преподаватель Пензенского государственного университета, доцент, кандидат филологических наук Анна Тимакова

«Они за мной придут»

Мама всегда мне читала на ночь и заметила, что я хорошо запоминаю наизусть. Она часто делала вид, что забыла продолжение, а я с восторгом ей подсказывала. Читать я начала рано. Однажды в семь лет нашла у отца журнал «Наука и жизнь», выпуск был посвящен НЛО. Поняла там только то, что пришельцы существуют. Из-за этого не могла спать в темной комнате, боялась, что когда-нибудь они за мной придут. Еще одна история произошла с детскими журналами. Мои родители выписывали журнал «Ровесник», и пару раз произошли какие-то сбои, и его прислали нам на украинском языке. Помню себя, пытающуюся прочитать его. Мне было очень обидно, что понимаю через два-три слова, и я злилась, что не могу получить удовольствие от чтения.

«Я абсолютный лирик»

Я была уверена, что буду либо врачом, либо учителем. Мама всегда говорила, что и та, и другая профессии связаны с моим командирским характером и стремлением дать куклам и друзьям либо таблетку, либо книжку. Классе в 8-10 я колебалась между литературой и историей. В старших классах стало ясно, что я абсолютный лирик. Спасибо учителям точных наук, которые пошли мне навстречу, мол, «что с нее взять» или же себя берегли.

Доктор филологических наук, профессор кафедры литературы и методики преподавания литературы Щеблыкин Сергей Иванович
Доктор филологических наук С.А. Щеблыкин

На третьем курсе, когда думала, оставаться в Пензе после окончания или же ехать в Москву, мне попался хороший человек – Сергей Иванович Щеблыкин, который предлагал всем написать доклад на студенческую конференцию. И я что-то такое там написала, как он говорил, такой бред, что он меня запомнил. А меня это так задело, я же от души все писала! Начала переделывать, потом добавлять, в результате у меня это пошло в диплом. А он работал в этом же направлении над докторской. Все так сошлось, и он предложил мне на окончании курса в аспирантуру, хотя я даже не думала об этом. Для меня все те, кто работали в институте, были небожители – они не едят, не пьют. Но когда выбираешь свой путь, все само складывается. Передо мной замаячила светящаяся дверь к небожителям, и я ее открыла.

«Работа всегда находила меня»

С 3 курса я подрабатывала. Помогала заочникам и даже тем, кто учился на старших курсах, занималась со школьниками. Когда поступила в аспирантуру, работала в типографии. Устроилась корректором и пошла верстать, степлерить, перебирать, брошюровать. Часто требовалось вычитать авторефераты, монографии, диссертации. Работа всегда находила меня.

После диссертации началась работа по профессии, но не всегда все было хорошо. Преподавание — публичная профессия, поэтому у меня было пару раз выгорание — уставала от людей и от собственного голоса, хотелось уйти в глушь куда-нибудь. Но с другой стороны, я работала в нескольких вузах, вела разные гуманитарные дисциплины, и это не давало мне заскучать. Один раз был семестр, когда я вела 9 дисциплин: литературу русскую и зарубежную, документную лингвистику, социолингвистику, секретарское обслуживание, кадровое документоведение. Последнее связано со стандартами, а это как с таблицей умножения — все точно. Но это все мне пригодилось в дальнейшей жизни.

Анна Тимакова читает лекцию
Анна Тимакова читает лекцию

«Я честное слово не старше, чем Чехов»

У меня в этом году были курсы для школьников, готовила к декабрьскому сочинению. Тогда был случай: общаюсь со школьником, направление сочинения – «Время перемен». Он говорит про Чехова, «Вишневый сад», потом слышу – уже 90-е, перестройка… Тут я понимаю, что у него в голове, будто Чехов написал эту пьесу в 90-е годы. И считает, что смена эпох, поколений посвящена этому, другого не знает. Спрашиваю: «А ты читал?», он отвечает: «Да, читал. В кратком». Я говорю: «Ну, я девяностые еще помню, а вот Чехов жил век назад. Я честное слово не старше, чем он». Пауза, он спрашивает: «Точно?». Это отрезвляет. А то мне слишком хорошо: у меня взрослые умные студенты, олимпиадники, с ними я теряю ощущение реальности. Нужно общаться с хорошими обычными школьниками, чтобы понимать действительность.

22 просмотра0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Comments


Комментарий преподавателя

bottom of page