top of page
Поиск
Фото автораАлександра Ермошкина

Клим Шипенко — о вызовах, космических задачах и фильме «Текст»

Обновлено: 19 дек. 2020 г.

Год назад Россия смотрела и активно обсуждала сначала злободневный триллер «Текст», а чуть позже самый кассовый фильм в истории российского кинематографа, комедию «Холоп». Режиссёр этих и других успешных картин Клим Шипенко рассказал о том, почему все его фильмы в разных жанрах, как он ведет себя на площадке и что было сложного в съемках «Салют-7».

Фильм «Текст» собрал четыре приза в основных номинациях, включая главную — «Лучший фильм», на церемонии вручения кинопремии «Золотой орел»
Фильм «Текст» собрал четыре приза в основных номинациях, включая главную — «Лучший фильм», на церемонии вручения кинопремии «Золотой орел»

— Когда вы почувствовали, что вы стали востребованным режиссёром?

— Сначала никакого успеха не было: мой первый фильм «Непрощенные», который вышел в 2009 году, обругали, но это меня взбодрило, вдохновило и разозлило: я начал «долбить стену» еще сильней. И после второго фильма всё начало меняться. Фильм «Кто Я» похвалили на «Кинотавре», он был хорошо принят зрителями и критиками, собрал огромную по тем временам кассу ($258 379 по данным Кинопоиска), что было сложно сделать. Именно после него продюсеры и зрители стали мне доверять.

— Все ваши фильмы сняты в разных жанрах. Почему?

— Я стараюсь не ходить про проторенной дороге, на которой всё знаю. Все мои фильмы вызовы в своем жанре. У меня были фильм про космос, исторический фильм, но, например, я еще не снял сериал и обязательно попробую это сделать, потому что это тоже вызов, огромный объем, равный трём фильмам.

На съемочной площадке фильма «Салют-7»
На съемочной площадке фильма «Салют-7»

В интервью год назад вы сказали, что на площадке вы самый тихий человек. Как удается руководить процессом, оставаясь спокойным?

Есть такой стереотип, что режиссёр бегает, кричит на всех, у него ещё есть мегафон, в который он ругается. Когда ты бегаешь и кричишь, мозг не работает, ты занимаешься выплескиванием энергии. Я стараюсь этого не делать, хотя тоже нервничаю и переживаю, но хочу, чтобы мозг работал все время: думал и анализировал ситуации.

— То есть не было случаев, когда хотелось «сорваться»?

— Такие случаи были, я даже срывался пару раз, просто не сдерживался как человек. Но это было бесполезно, и я быстро понял, что это время мог потратить на то, чтобы придумать, как повернуть ситуацию в свою сторону.

— Над каким фильмом было работать сложнее всего?

Самым сложным для меня стал «Салют-7».

Было непонятно, как его снимать, тогда еще вышел фильм «Гравитация» на схожую тему, который очень на нас давил. Он задавал планку, которую нужно было не уронить, а сделать все на том же уровне.

Кадр из фильма «Салют-7», снятый с имитацией невесомости
Кадр из фильма «Салют-7», снятый с имитацией невесомости

Были очень сложные технические задачи, например, имитация невесомости. Для этого использовали краны и специальные конструкции из тросов, которые потом убрали на постпродакшене. Каждый такой съемочный день был трудный и нервный, одним из самых сложных моментов была съемка драки космонавтов в невесомости.

Это была самая длинная картина по продолжительности съемочного периода: съемки длились 83 дня. Для сравнения, фильмы «Любит не любит», «Текст» и «Холоп» были сняты за 30 съемочных дней.

— У «Салют-7» был большой бюджет. Это повлияло на вас?

Да, я чувствовал ответственность, это самый дорогой фильм из тех, что я снял, его бюджет был в районе 400 миллионов рублей. Для сравнения, у фильма «Текст» бюджет 75 миллионов, бюджет «Холопа» — 150 миллионов.

С оператором Сергеем Астаховым на съемках «Салют-7»
С оператором Сергеем Астаховым на съемках «Салют-7»

Я прекрасно понимал, что меня пригласили немножко авансом, это создавало дополнительное давление. Производство такого большого фильма — особое дело, нужно быть супер-организованным, но в то же время креативным. Подобных фильмов еще не снимали в России, а когда продюсеры затевают такое, они хотят подстраховаться, чтобы все прошло успешно. На тот момент у меня таких работ не было, поэтому с их стороны это был риск.

— Как вас пригласили снимать «Салют-7»?

— Меня пригласили продюсеры, Сергей Сельянов и Бакур Бакурадзе, мне кажется, из-за картины «Любит не любит». Они — два суровых, серьезных дядьки, но этот фильм растопил их сердца: они смеялись и плакали. После романтической комедии они подумали, что и с космическим фильмом я тоже справлюсь.

На премьере фильма «Салют-7» с продюсерами и актерами
На премьере фильма «Салют-7» с продюсерами и актерами

Они пригласили и всматривались, я чувствовал, что меня постоянно разглядывают под микроскопом: каждое движение, слово, решение. Поэтому и психологически было тяжело.

И, конечно, в целом, задачи были космические, во всех смыслах.

Получивший широкую известность фильм «Текст» мрачный и тяжелый. Психологически сложно работать над такими фильмами, или вы все же дистанцируетесь от сюжета?

На съемках фильма «Текст» с Кристиной Асмус и Иваном Янковским
На съемках фильма «Текст» с Кристиной Асмус и Иваном Янковским

Нет, не дистанцируюсь. Я погружаюсь и проживаю сюжет максимально подробно, пускаю в себя эмоции. Не знаю, говорил ли это раньше, но достаточно долго до съёмок фильма, во время и даже какое-то время после, мне регулярно снился сон, что я кого-то убил и мне нужно с этим что-то делать. Я оказывался в этой ситуации во сне много раз, это значит, что сюжет точно входит в сознание и в подсознание тоже.



92 просмотра0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Comments


Комментарий преподавателя

bottom of page