top of page
Поиск
Фото автораПолина Бакгоф

Харе Кришна: как проходят собрания кришнаитов

Обновлено: 20 дек. 2020 г.


Харе Кришна: как проходят собрания кришнаитов

Воскресенье. Я стою у старинного каменного здания, внутри которого находится бесчисленное количество офисов и небольшая танцевальная студия, или, как оказалось, одно из главных мест собрания петербургских кришнаитов. Сегодня они почитают память Шрилы Прабхупады — основателя Международного общества сознания Кришны (ИСККОН).

Снаружи меня встретила Юля, 16-летняя кришнаитка. Девушка родилась в семье «преданных» и посвящает все свое свободное время религии: раздает на улице буклеты и продает книжки в «Гауре». Вход сюда строго по спискам: мимо проходящих людей Общество Сознания Кришны не ждет. Чтобы пройти вовнутрь, мне пришлось долго убеждать организаторов, что я хочу принять их религию.

Наконец мы оказались у порога студии. «Проходи! Единственное условие: у нас нельзя делать фотографии и видео». На входе мне сразу же дали целую буханку пряного хлеба в холщовом мешке. Захожу в «Гауру»: внутри человек сто, в центре зала стоит ярко украшенный алтарь с позолоченными фигурками, цветочными венками, фруктами и фотографией Шрилы Прабхупады. Раскрашенные лица, разноцветные сари, босые ноги… Ярким кажется не только интерьер помещения, но и люди вокруг. Слева сидят мужчины, справа — женщины с детьми. Несмотря на то, что за окнами студии бушует пандемия, никто не носит маски и не соблюдает социальную дистанцию.

Духовные наставники исполняют Киртан — коллективное воспевание имени Бога. Фото взято из архива культурного центра «Гаура»
Духовные наставники исполняют Киртан — коллективное воспевание имени Бога. Фото взято из архива культурного центра «Гаура»

«За прошедшую неделю мы распространили 800 священных книг!» — радостно восклицает духовный наставник. Зал восторженно кричит что-то на санскрите. Посередине учителя играют на причудливых музыкальных инструментах. Среди них фисгармония, мриданга — индийский барабан и ситар — струнный ударный инструмент. Все завороженно слушают музыку и повторяют одну и ту же мантру, протягивая руки вверх. В конце комнаты словно в трансе танцует старая женщина: она беспрерывно кружилась до конца служения. Лицо ее расплылось в улыбке, а тело дрожало. На секунду мне показалось, что она была под гипнозом.

Затем кришнаиты одним за другим направляются к алтарю, чтоб сделать подношение богам и почтить память основателя ИСККОН. Они берут в руки кувшин с молоком и медом, обливая жидкостью фигурки Кришны и Шрилы Прабхупады. Кто-то кланяется лидеру в пол, кто-то со слезами на глазах шепчет себе что-то под нос — плакал даже маленький мальчик, пришедший на служение с мамой. Выполнив ритуал, все снова собираются для молитвы перед священным ужином. Теперь они не сидят на полу, а танцуют в хороводах и громко подпевают духовным учителям. На стол постепенно расстилают бумажные полотенца и раскладывают тарелки с рисом и индийскими сладостями.

Один из главных кришнаитских ритуалов — абхишека, ритуальное омовение и умащение изображений Божеств и святых. Фото взято из архива культурного центра «Гаура»
Один из главных кришнаитских ритуалов — абхишека, ритуальное омовение и умащение изображений Божеств и святых. Фото взято из архива культурного центра «Гаура»

В это время мне разрешили на пару минут уединиться с главным духовным наставником. Халадхара Прабху в обычной жизни — Александр Репин, продавец в антикварном магазине. Он пришел к кришнаизму 30 лет назад, когда ему было восемнадцать. «В армии я познакомился с человеком, который рассказал мне про Библию. Потом я заинтересовался йогой и случайно наткнулся на Бхагавата-пурану, наше священное богословие. После этого моя жизнь изменилась». Халадхара Прабху убежден, что самый большой и нелепый стереотип о кришнаитах — миф о том, что их движение является сектой. «Люди даже не понимают, что такое секта. Сектанты — это те, кто отклонились от основного учения. Мы же никогда от него не отклонялись и всегда шли за исконным учением».

Некоторые преданные обняли меня на прощание, взяв с меня слово, что я обязательно вернусь обратно. Уходя из «Гауры», меня остановил молодой кришнаит и спросил, не хочу ли я бесплатный Айфон. На вопрос о том, откуда у него взялся лишний гаджет, парень лишь ответил: «Мы здесь всем делимся друг с другом».

33 просмотра0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Comments


Комментарий преподавателя

bottom of page