top of page
Поиск
Фото автораАнна Бичуч

«Я был обычным мальчиком из деревни, а стал заслуженным тренером СССР»

Обновлено: 20 дек. 2020 г.



История великого тренера ,благодаря которому многие спортсмены реализовали себя и стали лучшими горнолыжниками в истории СССР. Леонид Васильевич Тягачев-заслуженный мастер спорта по горным лыжам, Сенатор и Президент Олимпийского Комитета поделился историей создания команды мечты.


Начало пути:

В 1962 году я был включен в состав сборной СССР, завоевал титул чемпиона СССР. Трудовую деятельность я начал с должности рабочего на электромеханическом заводе в Дмитрове. Однако вскоре вновь сосредоточился на спорте. В 1966 году стал инструктором на горнолыжной базе, чуть позже – старшим тренером в Московском совете спортивного общества «Труд». А в 27 лет я стал тренером первой сборной СССР по горным лыжам. Это был шанс ,который нельзя было упустить, ведь я был обычным мальчиком из села « Деденево», а стал тренером сборной СССР. Так произошло, что для грандов этого вида спорта — австрийцев, швейцарцев, французов, американцев наши горнолыжники ворвались в мировую элиту. А ведь еще совсем недавно лучшие советские горнолыжники стабильно занимали места в пятом десятке на этапах Кубка мира и, казалось, мечтать не могли о победах на европейском и мировом уровнях. Одним из моих первых достижений можно назвать заключение контрактов с крупнейшими производителями горнолыжного инвентаря: – Rossignol, Kneissl, Dynafit, Ellesse. Каждому спортсмену были выделены по десять пар лыж для каждого спуска и для определённой погоды. строжайшая дисциплина и самоотверженные тренировки. Я был уверен, что движется в правильном направлении. Моя система, заложенная в 1976 году, начала приносить команде фантастические успехи. Я сам очень верил в то, что делаю, и заложил эту уверенность в своих тренеров, а это передавалось потом и спортсменам. В результате в 1976–1978 годах семь советских горнолыжников прочно вошли в первую группу Кубка мира. Всего за три года – это был невероятный успех. Для любой, даже сильной горнолыжной державы это означало огромный прогресс.



«Все благодаря жене»

Мне был 31 год, когда наша сборная должна была поехать в Рамсау-ам-Дахштайн, чтобы тренироваться. Мы пришли в ЦК , чтобы подтвердить кто мы, зачем едем и наш статус. За границу раньше брали не просто людей, а эрудированных и начитанных граждан Советского Союза. Комитет задал мне вопросы на которые я с легкостью ответил, и я уже решил, что меня пустят. Однако случился казус : женщина из комитета задала мне вопрос , на который мало кто знал тогда ответ.

Свадьба Леонида Тягачева и Светланы Абрамовой

Вопрос звучал так : « Кто написал оперу «Кармен?». И , не задумываясь долго, я ответил – « Бизе». Женщина не ожидала, что обычный тренер может такое знать. В этот момент я благодарил свою жену Светлану, которая была хоровым дирижером и знала все о музыке. Нас отправили в Австрию и все благодаря жене.


«В районе сердца колыхало немножко у каждого»

У нас в команде были юношеская сборная и основная. В неё входили : Александр Жиров- единственный наш горнолыжник (на сегодняшний день), кто четырежды поднимался на верхнюю ступень пьедестала почета на этапах Кубка мира и вошел в число призеров в общем зачете, Владимир Макеев - « первая ласточка» , как называли его комментаторы. Валерий Циганов - первый победитель этапа Кубка мира. Владимир Андреев- он был наряду с Жировым, создавал костяк сборной. Надежде Патракеевой-Андреевой досталась незавидная роль в единственном числе представлять Советский Союз в женском зачете Кубка мира. Однако благодаря тренировкам с мужской сборной она смогла завоевать многие призы. Я часто говорил своим ученикам , что на нас весь Советский Союз смотреть будет, от Москвы до Камчатки, то тогда где-то в районе сердца колыхало немножко у каждого.


Леонид Тягачев , Александр Жиров, Владимир Мареев, Валерий Циганов, Владимир Андреев.

«Жизнь-страшная вещь»

Мы ехали в Вену 3 октября 1980 года. Сидели в автобусе, советские горнолыжники проводили совместные тренировки с австрийскими слаломистами. Ехали после пресс-конференции в микроавтобусе в гостиницу . Я сидел вместе с переводчицей ,на том самом месте ,где позже будет сидеть Лена Панченко и вся сборная СССР. В какой-то момент меня позвал представитель австрийской сборной сесть в его машину и поехать отдельно от команды ,чтобы места было больше. Я согласился , и, когда Лена вошла в автобус, то переводчица попросила, сидевшего рядом с ней уже Костю Романовского перейти на заднее сиденье, и предложила Лене сесть рядом с ней. А через некоторое время на перекрестке в микроавтобус врезался трамвай. Обе девушки – и Лена, и переводчица погибли на месте. Остальные члены команды получили травмы различной степени тяжести, но остались живы. Многих спортсменов собирали по кусочкам. Жизнь- страшная вещь. У нас не было никакой связи с родиной и новости шли только по радио или телевидению. Как мне рассказала моя жена Светлана, в этот день все только и говорили об происшествии, никто не знал жив ли я , живы ли другие. Этот случай и сыграл важную роль в моей жизни, об этом тяжело вспоминать, но я счастлив ,что остальные спортсмены встали на ноги и продолжили бороться за свою жизнь.

«Счастье есть»

Мне посчастливилось тренировать не только мужскую сборную ,но и женскую, необыкновенным образом я знакомился с великими людьми, как ,например, Высоцкий. Мне посчастливилось создать горнолыжный курорт в Узбекистане ( Чимган) , я ездил на олимпиады и видел счастье всех спортсменов ,которые занимали призовые места. Я создал горнолыжный клуб, куда приезжают мои ученики, журналисты, актеры, великие люди, мои односельчане и ощущают ту атмосферу того горного спорта, что царил в СССР. Да, счастье есть , и сейчас ,когда мне 74 года я могу с точностью сказать, что я тренировал, переживал, радовался, сострадал и видел настоящих героев Советского Союза.

21 просмотр0 комментариев

Comments


Комментарий преподавателя

bottom of page