top of page
Поиск
Фото автораТатьяна Берая

«Реставратор лечит произведения искусства»

Обновлено: 16 дек. 2020 г.


Валерия Чакалова, графический реставратор из Владимира, говорит о книгах как о «пациентах» и старается сохранить историческую ценность вещей. Валерия рассказала о своей редкой профессии, любви к искусству и блоге, благодаря которому многие впервые наблюдали процесс реставрации.

Династия реставраторов

Я влюбилась в работу реставраторов в пятом классе благодаря своему папе, и поняла, что ничем другим заниматься не буду. Можно сказать, что я продолжила династию художников-реставраторов. Мой дедушка был художником, дядя с тётей — реставраторы-иконописцы, бабушка владела антикварным магазином. Возможно, из-за того, что я изо дня в день видела, как мои близкие занимаются реставрацией, у меня и не осталось другого выбора.

«Тебе нельзя заниматься этой профессией»

Реставрация гравюры «Карусель с младенцами», XIX век
Реставрация гравюры «Карусель с младенцами», XIX век

Я поступила в училище, в котором мне четыре года говорили, что я неспособная и мне нельзя заниматься этой профессией, потому что все порчу. На первых порах действительно было много неудач. Далеко не с первой попытки получалось подобрать нужный оттенок для зарисовки книжной обложки, я могла неправильно приготовить бумажную массу и испортить страницы. Но за этим я и пришла учиться — исправлять ошибки. После четырех лет «веселья» получила диплом по специальности «художник-реставратор».

Книги — это мои пациенты

Реставрация богослужебной книги «Часовник», 1627 г.
Реставрация богослужебной книги «Часовник», 1627 г.

Успеха в нашей профессии добиваются не те, кто думает о заработке, а люди, работающие с мыслью, что они помогают сохранить историю. Испытываешь внутренний трепет, когда прикасаешься к искусству семнадцативековой давности. Личные истории людей тоже можно проследить благодаря реставрации. Между страницами книг можно найти бумажные иконы, записки, гербарии, фантики. Но не совсем приятные «подарки» тоже попадаются — жуки, волосы, ногти… Поступающие ко мне книжки я называю «пациентами», а сама чувствую себя хирургом. Часто при работе использую хирургический скальпель, да и задача у реставраторов похожа на врачебную: доктор лечит человека, а мы — книги. Знаю, что многие относятся скептически к нашей работе, считая, что вмешательства вроде реставрации снижают цену вещи. После проведенных работ это уже не картина, написанная рукой мастера, а что-то, вышедшее из-под скальпеля реставратора. Я понимаю такую позицию, но не согласна с ней. Жизнь многовековых вещей невозможна без реставрации, ведь искусство, к сожалению, не вечно. Со временем всё ветшает, что-то хранится неправильно или даже подвергается актам вандализма. Мне же от бабушки досталась книга про муми-троллей еще 1900-х годов, с иллюстрациями, сделанными вручную. Это такая память, настоящее сокровище! Я бережно-бережно ее отреставрировала и храню как зеницу ока.

В реставрации нет ничего быстрого

Я работаю со всем, что связано с бумагой: книги, фотографии, гравюры и вся прочая графика, живопись и иконы я не трогаю. С церковными книгами работать всегда сложнее: недавно моим «пациентом» стала книга в 800 страниц, весила 10 кг. Такие работы я обычно реставрирую от месяца до полугода. Вообще, в реставрации нет ничего быстрого. Для качественной работы требуются усидчивость и терпение. Одну небольшую фотографию можно отреставрировать минимум за неделю.

Работа, которую ценят

Результат реставрации женского портрета
Результат реставрации женского портрета

Раньше я подумать не могла, что блог про реставрацию заинтересует столько людей. Кто-то спрашивает, где нужно учиться, чтобы стать реставратором, кто-то пишет, что просто наслаждается, когда смотрит видео. Это настоящая отрада для реставратора, ведь мы не можем получить «отзыв» от создателей старинных работ. Даже работники музеев и антикварных магазинов редко делятся мнениями. Я всегда хотела, чтобы как можно больше людей начали ценить историю и произведения искусства. Чтобы они, как и я, полюбили творения человеческих рук и относились к ним бережно.


20 просмотров0 комментариев

Comments


Комментарий преподавателя

bottom of page