ОЗХО подтвердила, что Навального отравили «Новичком». Чем это может закончиться для России?
- Анна Шкаровская

- 1 нояб. 2020 г.
- 2 мин. чтения

Технический секретариат Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) проверил пробы из организма Алексея Навального и выявил следы отравляющего вещества. Его структура похожа на формулу яда из группы «Новичок», которым отравили Юлию и Сергея Скрипалей, но не полностью идентична этой формуле. Иными словами, против Навального применили «Новичок», но какой-то другой.

Формулу вещества, которым отравили Скрипалей, внесли в список № 1 Конвенции о химическом оружии, где перечислены вещества, которые производились или использовались, в первую очередь, как химоружие, в ноябре 2019 года. Это решение вступило в силу 7 июня 2020-го. Но поскольку яд, примененный против Навального, имеет несколько другую формулу, он в этот список формально не попадает. Это значит, что Россия, согласно Конвенции, могла не объявлять, что у нее есть малое количество химоружия, которым отравили Навального, и что в стране есть установки по его производству. Большинство проверок и инспекций, описанных в конвенции, в таком случае теряют смысл — ведь они исследуют места производства и складирования задекларированных в ОЗХО веществ.

Но само это вещество — все равно химическое оружие. А значит, по запросу одной из стран-участниц Конвенции ОЗХО может создать группу, проверяющую факт его применения; то есть фактически открыть расследование в отношении России. Россия в этом случае обязана будет допустить к себе инспекторов, назначенных ОЗХО, и предоставить доступ ко всем интересующим его объектам — производственным и медицинским, а также к истории болезни пациента, пострадавшего от химоружия.
Такая группа проверяла применение химоружия в Сирии. Россия, правда, критиковала эту группу за то, что та собирала доказательства среди свидетелей из числа сирийских оппозиционеров (РФ в этом военном конфликте поддерживает режим Башара Асада). Судя по заявлениям российских чиновников, они вполне допускают, что в случае с отравлением Алексея Навального такое расследование может начаться и против нее.

Теоретически, согласно Конвенции о химоружии, эта проверка может закончиться передачей дела в Генассамблею и Совет безопасности ООН. Генассамблея может осудить применение химоружия простым большинством голосов. Но решение об обязательных к исполнению для всех стран санкциях принимает Совбез (такие действуют, например, против Северной Кореи), а там у России право вето.




Комментарии